Теоретическое музееведение
Историческое музееведение
Разделы (составляющие) музееведения
Основные понятия музееведения
В русскоязычной литературе, как правило, употребляются в качестве равнозначных термины "музееведение" и "музеология".
Общее музееведение изучает закономерности, характерные для любого музея как института социальной памяти. Специальное музееведение, связанное с профильными дисциплинами, изучает эти закономерности применительно к особенностям и функционированию музея определенного профиля.
Как научная дисциплина музееведение имеет сой объект, предмет, метод, язык и структуру.
Объект музееведения – музей и музейное дело как общественное явление во всех их проявлениях.
Предмет музееведения – объективные закономерности, относящиеся к процессам накопления, сохранения и трансляции социальной информации, традиций и эмоций посредством музейных объектов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея.
Метод музееведения. Музееведение пользуется методами, заимствованными из арсенала различных гуманитарных и естественных наук:
– методы специальных и вспомогательных исторических дисциплин, педагогики, психологии, социологии;
– рентгенография, спектрография и др.
– методы полевого исследования, непосредственного наблюдения;
– экспериментальные методы, в т.ч. исторический эксперимент;
– метод моделирования и др.
В то же время, будучи интегрированы в структуру музееведения и приспособлены к решению его задач, эти методы выступают в совокупности, не свойственной другим наукам и, таким образом, приобретают новое качество.
Таким образом, можно определить место музееведения в системе наук как общественной (гуманитарной) науки, находящейся в тесных взаимоотношениях с другими общественными, а также естественными и техническими науками. На данном этапе развития музееведение заимствует у них некоторые методы, элементы понятийного аппарата (языка), адаптируя их для решения своих собственных задач.
Выделяют следующие разделы (составляющие) музееведения:
1.2. Историография
2.1. Общая теория музееведения
2.2. Теория документирования
2.3. Теория тезаврирования
2.4. Теория коммуникации
3.1. Научная методика. Общие методики разрабатываются применительно ко всей совокупности музеев независимо от типа, вида и профиля, специальные ориентированы на конкретные типы и профили музеев.
3.2. Техника
3.3. Организация и управление