Структура музееведения

Теория коммуникации
Теория тезаврирования

       
   
 
 


Бақылау сұрақтары:

Что такое музейная сеть?

Что такое профиль музея?

Что такое комплексный музей?

Какие виды музеев вы знаете?

Әдебиеттер тізімі: Шулепова Э.А. Основы музееведения, М., 2005; Жигульский З. Музеи мира: введение в музееведение. М., 1989; Шляхтина Л.М. Основы музееведения, М., 2005

Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2005; Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 1-2; Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988

9-тақырып. Музейдің әлеуметтік және мәдени функциялары.

Мақсаты: музейдің әлеуметтік және мәдени қажеттілігі. Ұғымдар: функция, функционалдық. Мәдени құбылыстардың бірнеше функциялары. Құндылықтар, таңбалар, аты, орындарды дамытуға бағытталған маңызы бар жалпымәдени функция. Музей тілі белгілі жүйе ретінде. Музей тілінің оның функцияларымен байланысы. Музей функцияларын анықтау тәсілдерінің басымдықтары. Сұрақтың талқылануы. Й.Бенеш, З.Странский, Я.Елинек, Д.Хеннеси, Р.Стронг, В.Глудзинский, А.Фролов, И.Иксанова, М.Гнедовский, Е.Ванслова, И.Бестужев-Лада, Д.Равикович музейтанушылардың ұстанымдары. Музейдің айқын және жасырын функциялары.

Кілт сөздер: научная функция, охранная функция, исследовательская функция, образовательная функция

Функция означает деятельность музея. Социальные функции – это то, для чего музеи нужны обществу.

Сегодня музей традиционно рассматривается как особый социальный институт, призванный реализовывать в обществе некую функцию или группу функций. Общественные потребности обуславливают соотношение социальных функций музея. Конкретная ситуация на разных этапах в качестве главенствующих выдвигает различные функции: документирования или хранения, просветительскую или научно-исследовательскую. В зависимости от того, какая функция считалась главенствующей, предлагалась та или иная структура музейного учреждения, рассчитанная эффективное применение данной функции.

Отличительные функции музея в обществе:

- документирование (доказательство посредством музейных предметов различных фактов, событий, явлений, происходивших в природе и обществе).

- образовательно-воспитательные (использование информативных и экспрессивных возможностей музейных предметов в удовлетворении познавательных и культурных запросов общества.)

Впрочем, существуют и другие мнения. Например, помимо этих 2 выделяют еще и охранную, научно-исследовательскую, эстетическую, гносеолого-аксиологическую и воспитательную, функцию организации свободного времени.

Функция документирования проявляется в сохранении и изучении уже имеющегося фонда музейных предметов. Она реализуется в 2 основных направлениях:

- создание особых условий для сохранения музейных предметов, т.е. разработка специального оборудования для фондохранилищ, внедрении особых систем обеспечения сохранности материальной сущности музейных предметов, система охранной сигнализации, музейная климатология;

- формирование научно-информационных систем музейного документирования, реализующегося благодаря стремительному развитию информатики и оснащению фондов музея компьютерной техникой. Эта тенденция связана с повышением ценности музейных собраний, т.к. они становятся более доступными.

Следствием того, что музей и общество сближаются, становится расширение образовательной функции музея. Статистические данные говорят о росте числа посетителей музеев во всем мире.

Возрастание роли музея в городах, регионах проявляется в реализации его образовательно-воспитательной функции через форму создания специальных околомузейных и внутримузейных структур. Внутри музеев и совместно с ними создаются центры музейной педагогики, центры традиционной культуры, центры общественной жизни, клубы, общества.

В качестве основных музейных функций чаще всего называют функции документирования, то есть сбора и изучения предметов, сохранения наследия, научную работу, удовлетворение общественного интереса к памятникам природы и культуры, рекреационную функцию, эстетическую функцию. Музей так же может пониматься как «память культуры», информационная система, социально-эстетический феномен, а так же инструмент формирования мировоззрения и системы ценностей. В.Ю. Дукельский считает также, что институт музея представляет собой компенсаторный механизм, встроенный в культуру в целях ее дополнения и противостоящий процессам обеднения культуры.

Несмотря на расхождения во мнениях, все исследователи, тем не менее, признают в качестве базовых функции документирования и образования-воспитания, тогда как остальные социальные функции музея считаются производными от них. В основе такого подхода лежит ориентированность на музейный предмет, как основу деятельности музея.

Е.Г. Ванслова, основываясь на материалах экспертного опроса, в котором принимали участие 32 эксперта, приводит следующие социальные функции музея, называемые интервьюируемыми в качестве наиболее важных:

— образование и воспитание;

— формирование культурного уровня конкретных социальных групп;

— формирование культурной среды определенного региона;

— формирования творческих способностей и общественной активности социальных групп.

В западной литературе также часто обсуждается вопрос о социальных функциях музея, среди которых называют, в первую очередь, хранение и просвещение. Однако, западные исследователи идут несколько дальше в данном вопросе и рассматривают музей как инструмент социальных преобразований, репрезентирующий символы власти, служащий памятью власти. В целом, среди западных музееведов также распространена точка зрения, согласно которой основной социальной функцией музея является хранение и, как производная от него, функция неформального обучения.

Бақылау сұрақтары:

Какие основные функции музея вы знаете?

В чем состоит особенность музея как воспитательного учреждения?

В чем состоит особенность музея как центра по сохранению культурных ценностей.

Әдебиеттер тізімі: Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988; Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2005; Шулепова Э.А. Основы музееведения, М., 2005

10-тақырып. Ғылыми-зерттеу жұмысы музейдің жұмыс істеу шарты ретінде.

Мақсаты: Музейдегі ғылыми-зерттеу жұмысының мәні. Музей ғылыми-зерттеу қызметіне тән ерекшеліктер. Жалпы және арнайы музеологияны музейтану тұрғысынан зерттеу. Іргелі және қолданбалы ғылыми зерттеулер. Музей мекемелерінің ғылыми-зерттеу жұмысының негізгі бағыттары - музейдің ғылыми тұжырымдамасын дамыту; музей жәдігерін оқу, экспозиция мен көрмелерді жобалау, білім беру және біл беру қызметінің тиімділігін зерттеу. Ғылыми-зерттеу арнайы пәндер бойынша музейлер арқылы жүзеге асырылады.

Музейдің ғылыми-зерттеу қызметінің нысандары, мақсаты мен міндеттері. Музейлік зерттеудің мүмкіндіктері мен шектеулері. ИКОМ шеңберінде осы мәселе бойынша пікірталас.

Кілт сөздер: исследование, коллекция, музейный предмет, экспозиция, источниковедение, историография.

Научно-исследовательская работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности, связанное с накоплением, обработкой и введением в научный и общекультурный оборот материальных и нематериальных объектов наследия.

Под исследованием в музее понимают особую форму деятельности, связанную с выработкой, распространением и применением знаний, которыми обще6ство прежде не располагало. Т.к. музей – учреждение многофункциональное, его научные исследования имеют многосторонний характер.

В ходе научно-исследовательской деятельности решается следующие задачи:

- музееведческие, т.е. изучение процессов, связанных с обработкой коллекций и деятельностью музея (исследования по подготовке и созданию экспозиций, музейная педагогика, социологические исследования, психологические проблемы восприятия экспозиции);

- задачи, ориентированные на исследование предметов как источников познания, т.е. изучение их роли в музее без учета их вклада в отдельные научные дисциплины;

- отраслевые задачи, по своему содержанию совпадающие с задачами других научно-исследовательских учреждений.

Специфика научно-исследовательской деятельности музея заключается в том, что в ее основе лежат подлинные свидетельства развития природы и общества (музейные предметы). Вместе с тем научные исследования в музее направлены на создание оптимальных условий для отбора музейных предметов, их изучения, охраны, хранения и экспонирования.

Музей проводит научное изучение музейных предметов, создает компьютерную информационно-поисковую систему на базе своих коллекций, осуществляет научные исследования, организует экспозиции, готовит к публикации фондовые материалы.

К научно-исследовательским работам относятся:

  исследования в области истории, истории научно-просветительной работы и государственного музейного фонда;
  анализ, разбор, систематизация, атрибуция, определение и научное описание музейных предметов, их паспортизация и каталогизация;
  разработка программ комплектования фондов;
  составление указателей, путеводителей, проспектов, карт, каталогов, определителей, справочников, тематических картотек и словарей, описаний и обзоров коллекций, сводов археологических памятников и сводка кладов;
  подготовка к публикации памятников, монографий, научных статей, историографии, библиографий, альбомов, буклетов, путеводителей, исторических справок, сообщений, тезисов, докладов, комментариев;
  разработка концепций, тематических структур, тематико-экспозиционных планов, экспозиционных сценариев, развернутых аннотаций и аннотированных списков предметов;
  выступление с подготовленными научными докладами и сообщениями на конференциях, семинарах, чтениях, заседаниях ученых, проблемных и научных советов;
  подготовка научных отчетов по итогам экспедиций и научных командировок, изучения музейной аудитории и воздействия средств музейной коммуникации на посетителя;
  изыскание путей повышения физической сохранности музейных предметов, методов борьбы с их разрушением и новых принципов реставрации, выработка соответствующих практических рекомендаций;
  историко-архивные изыскания, подбор, изучение и обработка материалов;
  создание, расширение и совершенствование фактографических баз данных, охранного видеографического банка, а также баз данных технико-технологических исследований музейных предметов и их реставрации, изыскание способов получения и использования различных видов оцифрованных изображений;
  разработка научно-методических материалов в области музейного дела, в том числе методических разработок по научно-просветительной работе (экскурсионной, лекционной, кружковой) и музейной педагогике, просветительных и образовательных программ, циклов музейных мероприятий;
  рецензирование научных работ, оппонирование, подготовка отзывов на диссертации;
  консультирование (устное и письменное), экспортирование, подготовка ответов на научно-тематические запросы;
  составление справок, докладов, аналитических материалов по вопросам научной деятельности;
  разработка регламентирующих, статистических и аналитических документов по научно-исследовательской, научно-организационной работе и подготовке научных кадров.

Музейная педагогика и исследования в ее области – область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический в условиях музейной среды. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики работы с ними, разные формы их обслуживания в музее. Решение таких сложных задач возможно лишь при помощи исследований на базе общей педагогики, социологии и психологии. Поэтому музейно-педагогические исследования носят интердисциплинарный характер.

Социологические исследования помогают установить в какой мере музей может реально обеспечить высокую степень использования своих фондов и передачу знаний. Они исследуют социально-демографический состав посетителей, их потребности, мотивы посещения музея, поведение. Музейная социология исследует также эффективность музейной работы. Изучаются экспозиции и их воздействие на различные категории посетителей.

Психологические исследования – их задача в изучении проблем восприятия, особенностей процесса мышления в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека. Используются положения о том, что зрительное восприятие гораздо эффективнее слухового, а оно, в свою очередь, дополненное осязательным и моторным.

Бақылау сұрақтары:

Какие основные направления разрабатываются в музее?

Особенности изучения музейной коллекции

Какие исследования в области экспозиционной работы проводит музей?

Әдебиеттер тізімі: Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988; Шляхтина Л.М. Основы музееведения, М., 2005; Шулепова Э.А. Основы музееведения, М., 2005.

11-тақырып. Музейді құжаттандыру теориясы.

Мақсаты: Құжаттану туралы жалпы ғылыми түсінік. Құжаттану теориясы музейтану туралы түсініктің алғышарты. Құжаттанудың мақсаты мен маңызы. Құжаттанудың ұстанымдары мен критерийлері. Музей құжаттмасын когнитивті бағалау сипаты. Музей қоры құжаттама процесінің нәтижесі. Музейлік құжаттандыру теориясының негізгі ережелерінің көрінісі - Й.Бенеш, К.Шрайнер, В.Энненбах, А.Разгон, Г.Кнабе, В.Дукельский, Т.Поляков, Л.Сафразьян т.б. зерттеушілердің еңбектерінде. «Тірі» жұмыс істейтін әлеуметтік-мәдени жүйелерді құжаттау мәселелері.

Кілт сөздер: теория документирования, теория тезаврирования, теория музейной коммуникации.

В основе теоретических представлений о направлениях музейной деятельности лежит понимание музееведения как науки о познании музейности. Отбор носителей музейности, познание этой (музейной) ценности и использование ее с учетом социокультурной потребности представляют три фундаментальные теории: теорию документирования, теорию тезаврирования, теорию коммуникации, которые определяют стратегию и тактику основных направлений деятельности музея.

Теория документирования. Понятие «документ» появилось в научной терминологии в начале XX в. (Основоположником документирования как науки и области практической деятельности был Поль Отле. Он предложил расширить традиционные книжные рамки библиотечного дела и библиографии за счет включения журнальных статей, газетных сообщений, рекламы, гравюр, фотографий, схем, диаграмм и т.п. Все эти источники П. Отле стал именовать «документами». Под документами он понимал все, вплоть до обозначения графическими знаками какого-либо факта или идеи.) В переводе с латинского documentum означает научение, пример, образец, свидетельство, доказательство. Это – материальный объект и сознательно закрепленная на нем или о нем информация. Однако одно без другого не является документом. Функциональное назначение документа – не только закрепление, но и передача информации; документ не только носитель, но и источник информации (передача информации – распространение знаний). Существует и современное определение документа: «Документ – это любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована социальная информация в целях ее хранения и распространения» (Соколов А.В. Информационный подход к документальной коммуникации. СПб., 1988. С. 3.).

В музееведении термин «документирование» понимается на информационно-историческом уровне, т.е. теория документирования связана с познанием различных сторон окружающего мира (информационный аспект), в процессе которого выявляются объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти (исторический аспект). Документальный подход к действительности выражается в том, что объекты реального мира (свидетельства развития природы, общества, культуры) – носители музейности – должны быть не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды. Проблематика, относящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирования. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обусловленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания различных эпох. Отбор предметов в музейные собрания опирается как на музееведческие, так и на профильно-научные исследования, причем для музееведческого документирования характерен интегрирующий подход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сводящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисциплины. Теория документирования научно обосновывает критерии отбора и методику музееведческого исследования действительности. Музейное документирование (комплектование) – это специфическая деятельность, заключающаяся в планомерном и систематическом накоплении свидетельств развития природы и общества. Эта работа проводится музейными методами, а результатом ее являются музейные фонды. Цель документирования – достижение адекватного соотношения между явлением (событием, фактом) и документами – свидетельствами этого явления, отобранными в музей. Предпосылкой научного музейного документирования является знание процессов и явлений, происходящих на конкретной территории, которое достигается не только изучением литературы специального характера, но и уже существующих коллекций, и, главным образом, собирательской, исследовательской работой на местах.

В ходе комплектования начинается процесс выявления музейной ценности предмета (первая ступень познания музейности). Для этого изучается их собственная информация и информация о предметах, полученных из среды, в которой они бытовали. Эта сопутствующая предметам информация помогает полнее раскрыть их жизненные связи, стоящие за ними отношения людей (например, свидетельства о назначении предметов, времени, месте изготовления, а также об истории бытования, принадлежности определенной семье и т.д.). Сопутствующая информация может быть собрана раньше (биографические справки, сведения из книг и газет); она может закрепляться в момент комплектования. Кроме того, предметы, несущие сопутствующую информацию и не представляющие ценности в качестве музейных предметов, пополняют фонд научно-вспомогательных материалов (со временем он может приобрести самостоятельное музейное значение). Вся информация предметов и о предметах, полученная извне или добытая в ходе музейных исследований, находит отражение в специальной внутримузейной и учетно-хранительской и учетной документации. Сам музейный предмет как документ эпохи и относящиеся к нему внутримузейные документы (научные карточки, научные паспорта и т.д.) представляют два уровня документационной деятельности музея и неотделимы друг от друга.

Смысл документирования состоит в переводе части предметов реального мира в предметы музейного значения, а затем музейные предметы. Вопрос о том, стоит ли включать предмет в музейный фонд, решается с помощью оценки. Оценка, т.е. суждение о ценности предмета, зависит от избранных критериев и заключается в выявлении отношений, объективной стороной которых являются качественные характеристики предметов (их информационный потенциал), а субъективной – потребность в информации и эмоциональном воздействии, оказываемом данным предметом на музейных сотрудников и посетителей.

Следует подчеркнуть, что это не общая, специфически документальная, нейтральная в идеологическом отношении ценность «в себе». Она устанавливается обществом и связана с задачами определенной области знаний. Основным критерием ценности является типичность предмета для конкретной социальной или природной среды, отражение в нем сущностных свойств, определенных явлений и отношений действительности.

Главным принципом музейного документирования является принцип преимущественного собирания подлинных предметов как первоисточников познания; кроме того, отбираются пространственные трехмерные предметы (исключение составляют те сферы собирания, где основными музейными предметами являются изобразительные или письменные материалы), поскольку они более эффективны как составные части экспозиционного пространства. Предпочтение отдается типичным предметам, отражающим сущность определенных явлений. Не менее важный принцип музейного документирования – принцип планомерности, предпочтение качества перед количеством отбираемого материала и, самое главное, отраслевая направленность, т.е. соответствие профилю музея.

В широком смысле термин «научное документирование» употребляется не только в значении базовой социальной функции музея, но и в значении одного из научных направлений музееведческой теории, логически развивающегося в процессе познания ценности музейных предметов, т.е. теории тезаврирования (Термин «тезаврирование» предложен словацким музеологом З. Странским. Он образован от греческого слова thesauros, которое означает «сокровище», «сокровищница», «хранилище». В музееведческой литературе этот термин имеет давнюю историческую традицию.).

Теория тезаврирования (научно-фондовая работа) связана со второй ступенью (после теории документирования) познания музейности, т.е. с исследованием процесса познания ценности музейных предметов, содержащейся в них информации. В ходе данной деятельности накапливается документация, которая фиксирует и закрепляет юридически ценность музейных предметов, т.е. происходит ее учет. Это необходимо не только с юридической точки зрения, но и в связи с тем, что музейные предметы материальны (подвержены разрушению под действием различных факторов) и поэтому нуждаются в сохранении – охране.

Таким образом, теория тезаврирования связана с тремя аспектами научно-фондовой деятельности музея:

– с исследованием музейных предметов;

– с учетной деятельностью музея;

– с охраной музейных предметов.

В процессе исследовательской работы – в ходе классификации (Классификация музейных предметов – это деление всего объема нужных музею предметов на группы по признакам родства и различия.), систематизации (Систематизация – это группировка имеющихся в музее предметов с целью определения ценности и места предмета в музее.) и интерпретации (Интерпретация – истолкование музейных предметов как источника знаний и эмоций, их критический анализ.) музейных предметов – углубляется понимание их документально-информационного значения, что позволяет теории тезаврирования рассматривать собрание музейных предметов как особую модель реального мира – документальную систему, поскольку музейные коллекции, составляющие это собрание, представляют собой уже новое качество в сравнении с единичными предметами. Музейной коллекцией мы называем совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое. Музейная ценность коллекции определяется полнотой в количественном и качественном отношениях. Коллекции также связаны между собой способностью документировать те или иные стороны действительности. Например, коллекция монет, коллекция керамических изделий, найденных на одной территории, может документировать развитие торговли в данном регионе. Информация, содержащаяся в одной коллекции, способна дополнить и подтвердить информацию, содержащуюся в других коллекциях. Поэтому информация совокупности коллекций имеет новое качество. Совокупность коллекций представляет собой музейное собрание.

Изучение музейных предметов как составной части фонда, выявление новой информации, содержащейся в самих предметах и материалах, фиксирующих их связи со средой первоначального существования, сопровождается накоплением соответствующих научно-охранных материалов, т. е. учетной документации.

Наконец, тезаврирование включает исследования, связанные с задачами охраны музейных предметов как национального, культурного, исторического достояния, потенциал которого раскрывается благодаря коммуникационным возможностям музея. Осмысление данных вопросов музейной деятельности связано с развитием теории музейной коммуникации.

Теория музейной коммуникации. Термин «коммуникация» (См. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.) обозначает систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой каналом сообщений (печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись). Коммуникацию различают как монолог или как общение- диалог (Коммуникация – это информационная связь субъекта (отправителя информации) и объекта (ее получателя), а общение – это связь собеседников, «соучастников общего дела» (см.: Каган М.С. Общение и коммуникация//Мир общения. М., 1989. С. 141-156; Лапшин В.А. Социокультурная активность населения и музей//Музейное дело и охрана памятников. Вып. 2. М., 1989).).

Поясняя данное обозначение, можно отметить, что всякое собрание музейных предметов, изъятых из первоначальной среды бытования, возникает как осмысленное собрание, создаваемое специалистами, наделяющими вещи определенными ценностными значениями. Данное собрание не существует как «самодостаточное», а предназначено для включения его в музейную деятельность по отношению к посетителю, который воспринимает этот материал с учетом своих культурных установок. Если взгляды посетителей соответствуют культурным и научным нормам музейных специалистов, то между ними возможно взаимопонимание, и смысл, вкладываемый в собрание или в отдельные предметы, будет точно воспринят. В этом и заключается элементарный акт коммуникации в музее, причем в данном случае – успешный.

Если же культурные установки субъектов различны или если ценностная природа предметов недостаточно выявлена в их структуре, коммуникация может оказаться нарушенной. Для устранения коммуникационных нарушений и достижения взаимопонимания необходим диалог между субъектами (возможно, с участием третьего лица), направленный на выработку «общего взгляда на вещи». Этот диалог может включать элементы вербального комментирования либо попытки пространственной визуальной организации предметов, делающие смысл собрания наглядным.

Первым в разработке коммуникационной теории в музееведении в конце 60-х годов XX в. стал канадский ученый Дункан Ф. Камерон (Cameron D.F. A viewpoint: The museum as a communication system and implication for museum education//Curator. 1968. V. 11. № 1; Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации//Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. М., 1989. С. 199-222.). Его работы (Однако до Д. Камерона еще в конце XIX в. эту проблему затронул русский философ Н.Ф. Федоров. Естественно, в его работе (Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Соч. М., 1982) не прозвучало слово «коммуникация», однако то, о чем он говорит, близко по смыслу к тому, что мы понимаем под коммуникацией сейчас. По мнению Н.Ф. Федорова, музей – это «собрание всего отжившего, мертвого, негодного для употребления...», это «высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь...». Он представляет музей как проект, механизм объединения всех предшествующих поколений («отцов») с последующими («сынами»), «чтобы иметь мир внутренний и лад душевный, без которого невозможен и мир внешний, нужно быть не врагами своих предков, а действительно благодарными их потомками; <...> нужно, чтобы все Живущие, объединялись по-братски в храме предков или музее». То есть музей выступает посредником между культурой умершей и культурой настоящей, и, исходя из этого, служит объединяющим фактором для современного поколения.) оказались поворотными в развитии музееведческой теории и позволили по-новому взглянуть на музей как на место, в котором созданы все условия для общения посетителя с «реальными вещами». Условиями этого общения являются, с одной стороны, способность посетителя понимать «язык вещей» («Язык вещей», «язык музея» – одно из базовых понятий, рассмотренных Н.А. Никишиным в контексте теоретического музееведения как представление упорядоченной системы, служащей средством коммуникации и пользующейся знаками. «Музей в данном случае соответствует этим условиям, в значительной степени вся история его развития есть история формирования, обогащения и освоения музейного языка» (см.: Никишин Н.А. Язык музея как универсальная моделирующая система музейной деятельности//Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. М., 1989).), а с другой – способность организаторов экспозиции выстраивать с помощью произведений особые невербальные пространственные высказывания.

Такой подход позволил Камерону сформулировать ряд выводов, касающихся как организации профессиональной музейной деятельности в части коллекционирования и хранения произведений искусства, так и в отношении его просветительской деятельности взаимодействия музея и аудитории. Прежде всего это было связано с экспозицией (См. § 2 главы 2 раздела II настоящего пособия.), в создании которой ведущая роль отводилась художникам-дизайнерам, профессионально владеющим языком визуально-пространственной коммуникации. При этом акцентируется роль музейных педагогов, которые в отличие от экскурсоводов не переводят визуально-пространственные «высказывания» на язык «слов», а развивают, воспитывают и обучают посетителя воспринимать специфическую музейную информацию.

Здесь важным также оказывается наличие «обратной связи». Ее обеспечение связывается с деятельностью музейных психологов и социологов. Их задача – способствовать повышению эффективности музейной коммуникации (См.: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. М., 1989; Прат М.В. Коммуникация и образование в музее//Музейное дело. Музей – культура – общество: Сб. науч. тр. М., 1992; Сообщения информационной службы в области музееведения (Франция). М., 1991; Стэнтон Дж. Коммуникация и средства коммуникации: некоторые проблемы экспонирования//Museum. 1983. № 139.) путем совершенствования процессов создания экспозиции (с помощью хранителей и дизайнеров) и ее восприятия (через работу музейных педагогов).

Таким образом, теория коммуникации лежит в основе экспозиционной деятельности, музейной педагогики, а также социально-психологических исследований в музее.

Принципиально новым для понимания проблем экспозиции в контексте теории музейной коммуникации является подход немецкого ученого-музееведа Ю. Ромедера (Ромедер Ю. Методы и средства музейной работы: Педагогика обслуживания отдельного посетителя//Музееведение и охрана памятников: Науч.-реферат, сб. Вып. 2. М., 1980.), который представил музейную экспозицию как знаковую систему. По его мнению, музейный предмет не может рассматриваться как самоценный, потому что он «всегда является лишь знаком некоторого общественно-исторического содержания» (Там же. С. 6.), и, таким образом, музейная экспозиция является средством выражения смыслов, которые лежат за пределами музейного предмета.

Музейная экспозиция создается на основе предметного материала (Там же. С. 37.) и выступает как особая информационная система, отображающая явления историко-культурного процесса через музейные предметы-экспонаты как знаковые компоненты (Там же. С. 48.). В ней отображается не сама действительность, а концепция понимания ее автором (экспозиционером) в виде определенной логики (концепции) и художественного образа (Там же. С. 49.) (дизайна).

Особенностью восприятия информации такого рода является ее визуальный характер. Однако в последнее время музеи задействуют и другие каналы коммуникации, например, тактильный, когда создаются специальные экспозиции для людей с ограничением по зрению (Афинский музей для слепых: просвещение инвалидов//Museum. 1989. № 162.) или детские музеи, где коммуникация осуществляется через получение новых тактильных ощущений, развивающих новые представления об окружающей действительности (Робер А. Дети не любят ходить в музей? Посетите инвенториум и убедитесь в обратном//Museum. 1989. № 162. С. 8-11.). Постепенно музеи осваивают и канал электронной коммуникации, выражающийся в создании «виртуальных музеев» (Бабенко В.С., Махлина С.Т. Виртуальная реальность в музейном деле: Учеб. пособие. СПб., 1997.), как воплощение собственных представлений о музеях, не существующих в реальности и являющихся результатом личностного отношения к культурному наследию.

Таким образом, в основе всех сфер практической деятельности музея находятся теоретические представления о том, что в окружающем нас мире существуют предметы, которые представляют ценность как носители особого качества называемого «музейность». Процесс отбора носителей «музейности» связан с теорией документирования, в практической сфере осуществляемой через научное комплектование фондов. Познание научного и культурного характера ценности предметов окружающего мира, ставших музейными предметами, – суть теории тезаврирования. В музейной деятельности она реализуется через исследование, учет и охрану музейных предметов. Выявленный в процессе тезаврирования информационный и культурный потенциал музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний – необходимое условие для осуществления музейной коммуникации, теоретические основы которой важны для эффективной реализации экспозиционной деятельности и различных внеэкспозиционных форм взаимодействия музея с посетителем.

Бақылау сұрақтары:

1.Как соотносятся понятия «документ» и «музейное документирование»?

2. Почему понятия: «сокровища», «тезаурус» рассматриваются в контексте музееведческой теории?

3. В чем и как проявляется музейная коммуникация?

4. Раскройте смысл определения «музейность».

5. В какой мере теория документирования влияет на комплектование фондов музея?

6. Исследование, учет и охрана музейных предметов. Почему эти виды музейной деятельности связаны с теорией тезаврирования?

7. Что означает термин «экспозиция» в контексте музейной коммуникации?

Әдебиеттер тізімі:

Бонами 3.А. Основы музейной коммуникации: Из опыта литературных музеев//Формы и методы научно-просветительной работы музеев. М., 1986.

Бонами 3.А. Музей и проблема трансляции культурно-исторических кодов//Музейное дело и охрана памятников: Экспресс-информ. Вып. 5. М., 1989.

Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: Теоретические и прикладные аспекты: Дисс. на соискан. учен. степ. канд. ист. наук в форме научного доклада. М., 1994.

Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации//Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989.

12-тақырып. Ғылыми-фондтық жұмыстың, жинақтаудың теориясы.

Мақсаты: «Жинақтау» түсінігі және оның қазіргі музейтанудағы интерпретациясы. З.Странский, К.Шрайнер, В.Кондратьев, Д.Равикович, А.Разгон т.б. жинақтау теориясы мәселесі. Жинақтау музейтанудағы екінші кезең: оны зерттеу, есепке алу, қауіпсіздік. Музей жәдігерлері қорын ғылыми ұйымдастыру процесі жинақтаудың басты элементінің бірі. Музей қоры «жаңа мәдени шындық». Қор элементтерінің ішкі байланысы. «Музей коллекциясы» және «музей жинағы» туралы түсінік. Музей жәдігерлерін есептеудің қазіргі заманғы технологиясы. Жаңа ақпараттық технологиялар мен жинақтау. Жинақтау теориясы музейді қорғау барысында. Сақтаудың тәртібі мен жұйесі.

Кілт сөздер: фонд, комплектование, учет, хранение, охрана, реставрация, консервация.

Фонды музея – это совокупность всех принадлежащих музею предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. К ним не относятся музейное оборудование и техника. Входящие в фонд музея предметы могут находиться в хранилище, экспозиции, на временном хранении в другом музее.

Содержание фондов должно соответствовать профилю музея.

Фонды музея состоят, как правило, из основного и научно-вспомогательного. В музеях естественнонаучного профиля выделяют еще и сырьевой фонд.

Внутри основного фонда разумным представляется выделить коллекционный фонд, включающий музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном экземпляре, и по одному, имеющемуся в нескольких экземплярах.

Из определенного количества предметов идентичных тем, которые вошли в коллекционный фонд создается дублетный фонд. Излишки дублетов и непрофильные для музея предметы составляют обменный фонд.

Предметы делятся на типовые, уникальные и реликвии. Предметы, входящие в состав основного фонда не равнозначны по своей исторической ценности. Некоторые предметы представлены в музейной коллекции во множественном количестве. Такие предметы называются типовыми. Это могут быть геологические образчики, газеты, предметы, производство которых в свое время было поставлено на поток (часы, монеты, боны, предметы быта: утюги, самовары).

Уникальным экспонатом считается вещь, представленная в музее в единичном экземпляре, не имеющая других аналогов – картина, царский указ, ваза авторской работы.

Наиболее ценными вещами в составе музейных фондов являются реликвии.

Это понятие достаточно сложное для истолкования. Не всегда реликвии одинаковы по своей ценности в пространстве и времени или даже с точки зрения разных посетителей.

Музейные предметы, несмотря на то, что они могут относиться к самым разнообразным сторонам человеческой жизни, имеют определенные взаимосвязи. Именно на основании таких связей, как правило, строится музейная экспозиция. Это может быть общность территории (область, страна, континент), материала (глина, стекло, ткань, металл), способа изготовления (литье, лепка), времени (железный век, средневековье), прежнего владельца (Третьяковская галерея, личные вещи А.С. Пушкина, Абая). Такие группы предметов позволяют полнее раскрыть содержание того или иного явления, его развитие или эволюцию. Археологическая коллекция ЦГМК позволяет нам детально проследить (на основании орудий, муляжей, макетов, стилизации захоронений) эволюцию человека на территории Казахстана.

В состав музейных фондов входит несколько групп предметов различающихся по своим свойствам:

К типу вещественных источников относятся археологические материа­лы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмунди­рование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и на­родного творчества, мемориальные предметы; нумизматичес­кие материалы: монеты, боны, печати.

К типу письменные относятся музейные предметы следую­щих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения); периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным материалом. Вырезки из газет не относятся к основному фонду. Это те предметы, информация в которых передана при помощи письменных знаков.

К типу изобразительные относятся произведения декоратив­но-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., имеющие документальное, мемориальное или художественное значение. К изобразительным памятникам относятся также карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий. Т.е. это те предметы, информация на которых присутствует в виде зрительного образа. Они особенно ценны для исследователей. По картинам или гравюрам можно установить много исторических фактов (одежда, обычаи, архитектура, убранство комнат)

Фонозаписи – пластинки, кассеты, компакт-диски, различные типы аудионосителей. Те предметы, которые можно услышать. Это достаточно молодой тип источников. Фонограф – первый предмет, который записывал звуки был изобретен Эдисоном в 1877 г. Звук записывался на валик, покрытый фольгой.

Фотографии – все предметы, так или иначе относящиеся к созданию фотографий – сами снимки, негативы. Фотоисточники начинают свой путь с 1839 г., когда Луи Жак Дагер разработал первый способ фотографии – дагерротипию. Она была неудобна, раствор серебра приходилось делать перед фотографированием и мастер носил с собой целую лабораторию.

Кино-источники – кинопленка, проекторы

Фондовая работа в музее - одно из ведущих направлений деятельность музея, которое включает комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия.

В настоящее время научное комплектование фондов рассматривается не в качестве составляющей фондовой работы, а как самостоятельное направление музейной деятельности, однако, по сути, оно неотделимо от фондовой работы. Под комплектованием понимают процесс выявления в среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания; научная деятельность, основанная на принципах музееведения и профильных дисциплин. В комплектовании реализуется одна из социальных функций музея - функция документирования. Выделяются систематический (типологический), тематический и комплексный методы комплектования. С помощью первого происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определённой эпохи. Тематический метод направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определённую тему и комплектование разнотипных предметов. Комплексный метод сочетает в себе два предыдущих. Комплектование, направленное на отражение современных процессов - актуальное документирование эпохи - также может быть систематическим и тематическим. К основным формам комплектования относятся полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор - собирательская работа в момент события или сразу после него) и текущее комплектование (закупка, обмен, дарение).

Научное комплектование осуществляется в музее на основе научной концепции комплектования, в которой изложены задачи, принципы, формы и методы комплектования. На её основе подготавливается перспективный план комплектования.

Важным фактором при комплектовании музейных фондов является выработка критериев отбора предметов музейного значения. К общим относятся информативность, аттрактивность, репрезентативность источника; частные критерии определяются спецификой конкретной коллекции (материал, техника изготовления, датировка, форма, размер).

Изучение музейных фондов включает атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию музейного предмета. В процессе атрибуции выявляются присущие музейным предметам признаки (материал, техника, форма, размер, вес, цвет, время и место бытования) При классификации музейные предметы делятся на группы по признаками родства или различия, по определённому основанию деления (хронологическому, географическому, именному, тематическому). Классификация собрания помогает выявить недостающие предметы.

Учет музейных фондов обеспечивает юридическую охрану музейных предметов и закрепление предмета за определённым музеем и оформление его принадлежности к музейным предметам или научно-вспомогательным материалам.

Учёт музейных фондов включает 2 этапа: первичную регистрацию (окончательно закрепляет предмет за определённым музеем) через акты и регистрацию в книге поступлений; научную инвентаризацию (научное описание в инвентарных книгах).

Основными юридическими документами учета музейных фондов являются акты приема и акты выдачи, книги поступлений и научный инвентарь. Для характеристики музейного предмета научный инвентарь является наиболее полным документом, фиксирующим его классификацию и результаты изучения.

Акты, книги поступлений и инвентарные книги музея должны заполняться разборчиво, четко, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений.

Исправления записей в этих документах допускаются лишь в крайних случаях. В случае необходимости внесения исправлений они производятся красными чернилами. Старые (зачеркнутые только одной чертой) и новые записи должны четко читаться. Об исправлениях делается соответствующая запись на той же странице. Она заверяется директором и главным хранителем (зав. фондами), зав. отделом учета,

материально-ответственным лицом и скрепляется печатью музея.

Все существенные исправления (атрибуция, сохранность, размер, материал и т.п.), вносимые в инвентарные книги музея и книги поступлений, заверяются лицом, ответственным за учет, на основании специального акта, подписанного директором или его заместителем по научной части, главным хранителем (зав. фондами), зав. соответствующим научным отделом и хранителем фондов.

Музеи учитывают документы по фондам, коллекциям и единицам хранения и в целях централизованного учета документов ежегодно представляют в соответствующие учреждения сведения о составе и объеме хранящихся документов по установленным формам централизованного учета (паспорт, карточка фондов, сведения об изменении в объеме, составе, содержании и состоянии фондов).

Каждый музей разрабатывает внутримузейную инструкцию, учитывая особенности истории своего музея, его традиций, состава собрания, степени научной и учетной обработки фондов. Однако, 5 основных положений остаются неизменными для всех музеев:

- выделение основного фонда;

- наличие прошитых и опечатанных книг поступлений и инвентарных книг с пронумерованными страницами;

- регистрация поступлений и любых перемещений музейных предметов с помощью актов и книг регистрации актов;

- наличие ответственных хранителей;

- наличие экспертной фондово-закупочной комиссии.

Все предметы, поступившие в музей на постоянное хранение, после актирования и рассмотрения на фондово-закупочной комиссии в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогательного фонда. Предметы, поступившие в музей на временное хранение, регистрируются в книге временных поступлений.

Цель книги поступлений, как государственного документа охранного порядка - зарегистрировать поступивший предмет под определенным порядковым номером, который тут же проставляется на нем, и дать краткое характеризующее его описание, исключающее его подмену, а в случае утери или кражи облегчающее также розыск пропавшего предмета. Порядковый номер по книге поступлений, присвоенный данному предмету, одновременно проставляется в акте его приема в музей.

Инвентаризация - основная форма изучения, описания и научного определения музейных предметов основного фонда.

Инвентаризации подлежат все музейные предметы, поступившие в постоянное пользование музея.

Музейные предметы при инвентаризации систематизируются в соответствии с классификацией основного фонда по отдельным группам, в зависимости от состава собрания. В музеях с большим собранием музейные предметы могут систематизироваться по отделам, а уже внутри отделов согласно принятой классификации по группам музейных предметов.

Такое разделение облегчает их изучение и регистрацию в инвентарных книгах, создание надлежащих условий хранения.

Инвентарные книги как юридический документ музея должны быть до их заполнения пронумерованы, прошнурованы и опечатаны печатью вышестоящего учреждения, а также подписаны представителем этого учреждения.

Записи в инвентарной книге предшествует составление инвентарной карточки, графы которой должны соответствовать графам инвентаря. Карточка составляется научными сотрудниками музея - специалистами по данной отрасли науки и искусства. Текст описания должен предварительно, до занесения его в инвентарную книгу, визироваться зав. отделом, а также заместителем директора по научной части или главным хранителем, а при отсутствии последних - директором музея.

При заполнении книги необходимо соблюдать следующие правила:

- нельзя делать пропуски и оставлять пустые места между словами или предложениями в одной и той же записи;

- в случае повторения информации нельзя делать прочерки, а следует повторить предыдущую запись;

- нельзя оставлять незаполненными никакие графы, а в случае отсутствия информации следует писать «неизвестно», «информация отсутствует», «информация не найдена».

Основанием для списания и исключения музейных предметов из инвентарных книг музеев является приказ Министра культуры.

Передвижение музейных фондов внутри музея фиксируется в учетной документации, регистрируемой через сектор учета, выдача музейных предметов за пределы музея оформляется с разрешения вышестоящей инстанции.

Обязательными мерами являются сверки сохранности музейных предметов с учётной документацией, которые регулярно осуществляются в музее. К учётно-фондовой документации, хранящейся в несгораемых шкафах и специальных помещениях, доступ строго ограничен. Процесс каталогизации музейных фондов, т.е. работа по созданию фондовых каталогов, позволяет вводить в научный оборот предметы из фондов музея путем создания различных указателей, справочников, путеводителей. Компьютеризация музейных фондов значительно ускоряет все работы по учётной документации и каталогизации.

Хранение музейных фондов - направление фондовой работы по обеспечению физической сохранности музейных предметов путём оптимально выбранных режима и системы хранения. Основные положения по организации хранения, зафиксированные в государственных нормативных документах, обязательны для всех музеев, специфика зависит от состава, структуры и объёма фондов, характеристик музейного здания.

Важнейшие внешние причины разрушения музейных предметов

(кроме разрушений, вызванных техническими авариями и стихийными бедствиями):

- резкие колебания и нарушение норм температуры и влажности;

- вредное воздействие света или недостаток его;

- засорение воздуха вредными газами, копотью, пылью;

- биологические вредители;

- использование непрочных материалов при изготовлении предметов (нестойкие краски, непрочные ткани);

- небрежное обращение с предметом, ведущее к механическим повреждениям;

- неправильное хранение и использование этих предметов до поступления в музей и в самом музее.

Разрушение музейных предметов может быть также следствием неумелой или неосторожной реставрации или несвоевременного ее проведения.

Для сохранности музейных фондов важнейшим фактором является режим хранения, складывающийся из различных составляющих (температурно-влажностный и световой режим, борьба с загрязнением воздуха и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: