Государственная социальная помощь

Нормативная база:

ФЗ от 24.10.97 «О прожиточном минимуме в РФ» - утверждается в целом по России ежеквартально в расчете на душу населения и отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

ФЗ от 5.04.2003 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им социальной помощи».

ФЗ от 27.10.1999 «О потребительской корзине в целом по РФ» - определяется не реже раз в 5 лет.

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утв. ПРФ от 17.02.1999 г. № 192.

Статья 1. Основные понятия государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ; субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг; набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан; социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины ПМ пенсионера в субъектах РФ по м/его жительства или м/ пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии. Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи: поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины ПМ в соответствующем субъекте РФ; адресное использование бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества соц. услуг; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения. Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальная помощь – отдельный вид СО, совокупность мер социальной поддержки денежного и иного характера, предоставляемой малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет ассигнований из гос.бюджета.

Малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане – это лица, признаваемые нуждающимися в связи низким доходом, если индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума.

Признаки социальной помощи:

1. Финансируется из бюджета.

2. Предоставление преимущественно в виде денежных выплат (доплаты к пенсиям, социальные пособия, субсидии и компенсации), но могут быть и натуральные выдачи (топливо, продукты питания, одежда, медикаменты).

3. Временный характер.

4. Адресный характер.

5. Всеобщность и доступность.

6.Предоставляется на уровне социальных стандартов (прожиточный минимум).

Условие, определяющее право на государственную социальную помощь – доход ниже прожиточного минимума.


[1] Согласно прежнему порядку (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н), мед. работник вправе был единолично выдать л/нетруд-ти единовременно на срок до 10 кал. дней (до следующего осмотра гражданина мед. работником) и единолично его продлить его на срок до 30 кал. дней (в данный Приказ планируется внесение соотв. изменений) // Письмо ФСС РФ от 13.01.2012 № 15-03-18/12-202.

[2] Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 № 31н «О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. № 624н» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2012 № 23739) // Российская газета. – 2012. - № 79. - 11.04.

[3] Снижение размера выплаты допускается, когда комиссией по расследованию страхового случая установлена причинная связь между действиями пострадавшего (его грубой неосторожности) и возникновением или увеличением вреда, причиненного его здоровью.

[4] Виды страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) единовременное пос. женщинам, вставшим на учет в мед. учреждениях в ранние сроки беременности;

4) единовременное пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) социальное пособие на погребение.

[5] С 1.10.2012 – 930 грн., с 1.12. – 961.

[6] Постановление ГД ФС РФ от 05.04.2011 № 5059-5 ГД «О проекте Федерального закона № 183353-3 «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в РФ» //СЗ РФ. – 2011. - № 15. - Ст. 2056.

[7] Негосударственный пенсионный фонд

[8] С 1.01.2009 – 1,35%

[9] Постанова ПФУ вiд 25.11.2005 № 22-1 «Про затвердження Порядку подання та оформлення документів для призначення (перерахунку) пенсій відповідно до Закону України "Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування"». // Офіційний вісник України вiд 11.01.2006 - 2005 р., № 52, стор. 728, стаття 3383.

[10] Например, СПД – до 1.01.2004 – торговый патент, справка об уплате страховых взносов, свидетельство об уплате единого налога, а после 1.01.2004 – по информации из системы персонифицированного учета. Период безработицы – до 1.01.2010 – трудовая книжка, после – данные ИПУ.

[11] Условия и порядок проведения конвертации урегулированы ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

[12] Снижение размера выплаты допускается, когда комиссией по расследованию страхового случая установлена причинная связь между действиями пострадавшего (его грубой неосторожности) и возникновением или увеличением вреда, причиненного его здоровью.

[13] Постановление Правительства РФ от 21.10.2011 г. № 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год»

[14] Вместе с тем, действующая в настоящее время модель организации социального обслуживания населения не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.

Осн. проблемы: региональные различия в объемах прав граждан на соц. обслуживание, уровнях их реализации, в доступности и качестве предоставления соц. услуг, очереди на получение соц. услуг на дому и в стационарных условиях в субъектах РФ и пр.

В Действующих законах отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются через описания основных видов соц. обслуживания, при этом содержание социальных услуг не конкретизировано. Как следствие, в субъектах РФ социальное облуживание осуществляется по различным основаниям, что, в свою очередь, приводит к неравенству прав граждан на получение социальных услуг.

[15] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

[16] Героям или полным кавалерам ордена Славы по их заявлению ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере 36 410 руб (ст. 9.1 Закона РФ 1993 г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы», с изм. от 7.12.2011).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: