Принципы права. Под принципами права вообще понимаются наиболее общие положения, определяющие сущность явления

Лекция 3

Под принципами права вообще понимаются наиболее общие положения, определяющие сущность явления.

Принципы права – наиболее общие сходные положения, определяющие сущность и содержание права.

Принципы права рассматриваются с позиций двух подходов: позитивистского и непозитивистского.

С точки зрения позитивизма принципы права производны от позитивного права и представляют собой обобщение содержания позитивного регулирования.

Непозитивистский подход: принципы права – это некое общее, абстрактное выражение сущности права, которая обосновывается в рамках того или иного непозитивистского подхода (естественно-правового, либертарного).

Естественно-правовая концепция: принципы права – это некие моральные или религиозные принципы, которые должны найти воплощение в позитивном нормативном регулировании.

Наиболее общее определение дано Рене Давидом: принципы права – это то понимание справедливости, которое характерно для того или иного общества, взятого на том или ином этапе своего исторического развития.

Принципы права с точки зрения естественно-правового подхода, не абсолютные и не универсальные. В определенном обществе на определенном этапе развития это одно, на другом они совершенно другие.

Принципы права – это такие абстрактные неупорядоченные положения, поскольку справедливость неопределенна, и права, которые конкретизируют то или иное содержание справедливости, имеют разное содержание.

Р. Дворкин: принципы права могут быть самые разные, могут противоречит друг другу, выбор между ними при разрешении дела – дело судьи. Если отдают предпочтение одним принципам права, это не значит, что в следующий раз не отдадут предпочтение другому. Мораль различна, то, что справедливо для одной ситуации, несправедливо для другой. Ни в какой школе выстроить единую систему принципов не получается.

Роль принципов права с точки зрения позитивистского и непозитивистского подхода различна.

В соответствии с позитивистскими представлениями, принципы права занимают вторичное, подчинённое положение по отношению к нормам позитивного права (и по содержанию они от них производны). Поэтому в правовом регулировании при наличии конфликта они не могут применяться вопреки предписаниям позитивного права. В позитивизме принципы права носят сугубо доктринальный, научный характер. Это доктринальные, научные положения, которые формулируют общие обобщения из позитивного регулирования, существующего в данном обществе, они рассматриваются в качества благих пожеланий, которые наука адресует законодателю.

Вообще если попытаться выделить с позитивистских позиций принципы, не вытекающие из содержания норм, это удалось только Г. Кельзену. Позитивистским принципом права, раскрывающим сущность права в неолегизме, является принцип иерархичности правовых норм. От неё зависит их действительность… Только будучи включёнными в иерархическую систему, нормы могут рассматриваться как нормы права. Остальные позитивистские принципы права – обобщение содержания норм.

Непозитивистский подход: принципам права должен отдаваться приоритет по сравнению с конкретными позитивными предписаниями – этим обеспечивается понимание принципов как определяющих, исходных положений права. Если конкретная норма им противоречит, то применяются исходные положения права.

Дворкин: если нормы не обеспечивают справедливого разрешения дела, то нужно обратиться к принципам и действовать вопреки нормам позитивного права.

Исторически первый прецедент придания принципам права прецедентного значения: Т. Бенхам (врач), 1610, Англия, допустил во врачебной практике нарушение, за которое врачебная палата наложила штраф в соответствии с законом. Половина штрафа поступила в распоряжение палаты. Врач был не согласен и обратился в суд. Суд в лице Э. Коука установил, что никто не может быть судьёй в собственном деле. В данном случае врачебная палата выступала в качестве судьи в собственном деле, она была заинтересована. Этот прецедент примечателен тем, что здесь впервые выражена идея верховенства принципов права. Во-вторых, зафиксирован один из основополагающих принципов права и судебной процедуры – что никто не может быть судьёй в собственном деле.

Таким образом, в непозитивистском понимании права принципы имеют авторитет по отношению к правовым нормам, могут действовать вопреки предписаниям конкретных правовых норм.

Принципы права, как в позитивистском, так и в непозитивистском понимании, имеют в своей основе доктринальные положения. Но если мы говорим о признании того или иного принципа в качестве оказывающего в данной системе регулирующее воздействие на отношения, то смотрим на то, придаёт ли ему приоритет судебная практика и признаёт или не признаёт то или иное положение в качестве принципа права.

Таким образом, в непозитивистском понимании принципы права представляют из себя правовые нормы – правила поведения, но более общего, абстрактного характера, которые конкретизируются в конкретных нормах.

Принципы права имеют разную степень абстрактности и общности. Они бывают общие, отраслевые, институциональные (по убыванию).

Иерархичность принципов права ни в позитивистских, ни в естественно-правовых теориях не выдерживается.

Позитивизм: содержательной иерархичности быть не может, так как принципы права носят случайный характер.

Естественно-правовой п одход: принципы права тоже различны, порой противоположны, ситуативны, исторически изменчивы.

Помимо принципов права существуют аксиомы права – суждения о праве, самоочевидные и не требующие в силу этого доказательств.

Позитивизм: аксиомы права точно так же выводятся из позитивного регулирования. Их очевидность и убедительность выводится из того, что все в течение тысячелетий следуют этим предписаниям и указаниям. Например, нет преступления и нет наказания, не предусмотренного законом; специальная норма отменяет общую; последующее отменяет предыдущее.

Поскольку все веками этим положениям следуют, то они являются убедительными сами по себе и иначе как на них правовое регулирование строиться не может. Провести отличие аксиом от принципов невозможно. Но: принципы более общие и, может быть, более идеологичные общие положения, раскрывающие сущность какой-либо правовой системы. Аксиомы – более конкретного и более юридико-технического характера.

Либертарная теория права, будучи непозитивистским типом правопонимания, исходит из того же, что и естественно-правовая школа: принципы права – конкретизация идеи, сущностного выражения права. Принцип формального равенства и вся система принципов, которая вытекает из принципа формального равенства. В этом отличие от естественно-правовой школы: здесь принципы права – это не разрозненные, случайные положения, здесь принципы права иерархически организованы и являются конкретизацией общего принципа формального равенства, они раскрывают этот принцип и особенности его функционирования в отношениях определенного вида.

Иерархически организованы – по уровню абстракции.

Либертарная теория права воспринимает естественно-правовые установки в том, что принципы права имеют приоритет перед конкретными предписаниями и могут применяться им вопреки, поскольку выражают сущность и содержание права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: