Скульптура первой трети 19 века
Никакой другой памятник так мощно, цельно и разнообразно не синтезирован со скульптурой.
Захарову принадлежит сама тема моря и точки размещения. Россия позиционируется как морская держава. Он же предложил изначальную графическую фактеристику и выбрал скульпторов Щедрина и Теребенева.
Центральная башня, ризалиты, 2 павильона, выход на Неву.
Главная башня – 2 скульпт. Группы Нимфы с небесной сферой
В аттике – основной рельеф – «Заведение флота в России».
Над аттиком – 4 статуи сидящих воинов: Ахилл, Аякс, Ал Македонский, Пирр…
Над колоннадой – тематические скульптуры: моря, ветра, стихии
Мелкие скульптурные элементы: венки, триглифы, метопы.
Две фигуры славы над воротами.
Внутренний двор – ампирный рельеф, посвященный Ал 1.
Все это сохранилось.
Не сохранилось:
Ризалиты понесли сильный урон, мало сохранилось.
Акротерии тоже уничтожены из-за ветхости. Вместо рек: Волга, Дон, Лена, Енисей, Нева, Днепр – сейчас стоят якоря и пушки с ядрами.
Вост. Фасад: гении славы и атрибутика науки и художеств.
Скульптура парадного вестибюля
Павильоны на Неву: скульптуры славы, дельфины, до якорей на постаментах были материки. Не сохранились.
Замковые маски очень жесткого рисунка (Нептун, Амфитрита)
Утрачен рельеф, бывший вместо окон.
А. Скульпторы:
Первая ⅓ XIX в.
Щедрин Феодосий Фёдорович [1751, Петербург, - 19(31).1.1825, там же], русский скульптор. Брат Сем. Ф. Щедрина. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Н. Ф. Жилле (пенсионер АХ во Флоренции и Риме в 1773-75 и в Париже в 1775-85). Академик (с 1794). Преподавал в петербургской АХ (с 1794; с 1818 ректор). Начав с работ, связанных с барочными традициями (исполненная бурной динамики фигура "Марсий", гипс, 1776, Научно-исследовательский музей АХ СССР, Ленинград), Щ. к концу 1770-х гг. стал одним из выдающихся мастеров скульптуры русского классицизма. Для станковых произв. Щ. характерны классическая ясность образов, изящество и тонкость моделировки ("Спящий Эндимион", бронза, 1779, "Венера" мрамор, 1792, обе - в Русском музее, Ленинград). Мастер монументально-декоративной пластики, Щ. добивался органической взаимосвязи декоративных и образно-содержательных начал, подлинного синтеза искусств, что особенно проявилось в героически-возвышенном, проникнутом гражданственным пафосом скульптурном оформлении Адмиралтейства в Петербурге. 2 группы кариатид, статуи сидящих войнов, замковые маски окон первого этажа.
1812-13. Из пудожского камня – кариатиды. Мотив 3-х граций. Намечены у Захарова, разработаны Щедриным. Драпировки связующие элементы – композиционная роль. Проблема с руками.
Выполнил также ряд портретов: Н. И. Панина (барельеф, мрамор, 1794, Исторический музей, Москва), А. А. Нартова (мрамор, 1811, Русский музей, Ленинград).
Марсий и суд Париса.
Теребенёв Иван Иванович [10(21). 5.1780, Петербург, - 16(28). 1.1815, там же], русский скульптор-монументалист и график. Отец А. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ (1785-1800) у М. И. Козловского и Мартоса.
Работам Т., воплотившим патриотические идеи в характерных для классицизма аллегорических и мифологических образах, свойственны повествовательность в развитии темы, органичное сочетание с архитектурой, ясность композиционных построений, точность и мужественная грубоватость в передаче форм натуры (рельефы, в том числе "Восстановление флота в России" и др., на фасадах и статуи Геракла, Афины, Гермеса и Аполлона на лестнице в восточном вестибюле Адмиралтейства в Ленинграде, все - гипс, 1812-13). Во время Отечественной войны 1812 выполнил серию сатирических, полных гротеска карикатур-лубков (раскрашенный офорт), высмеивающих Наполеона и его армию и прославляющих мужество русского народа.
1799-1800 – начал творчество с барельефа Полтавской битвы на Пам П1. Очень грам. Использован размер, высота, что придает выразительность.
Рельеф «Заведение флота в России». Нептун, Петр1, вулкан, Россия, Афина, меркурий, тритоны, ветры, Нева, устройства, строения, верфи, эмблемы.
Декоративная связь, синтез, сохранена пластическая автономия способствует выявлению замысла, раскрывает назначение архитектуры.
Лит.: Каганович А. Л., И. И. Теребенев. 1780-1815, М., 1956.
Теребенёв Александр Иванович [9(21).1.1815, Петербург, - 31.7(12.8). 1859, там же], русский скульптор. Сын И. И. Теребенёва. Учился в петербургской АХ (1824-36) у В. И. Демут-Малиновского. Представитель позднего классицизма. Работал преимущественно в области монументально-декоративной скульптуры. Участвовал в скульптурном оформлении ряда крупных общественных зданий Петербурга (в том числе Опекунского совета, Воспитательного дома), в восстановлении интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 (Галерея 1812 года, Фельдмаршальский зал и др.). Наиболее значительные произведения Т. - 10 огромных фигур атлантов в портике Нового Эрмитажа в Ленинграде (гранит, 1844-49). Выполнил ряд реалистичных портретов (бюст В. А. Каратыгина на надгробном памятнике, бронза, 1853-1854, Музей городской скульптуры, Ленинград), статуэтку А. С. Пушкина (чугун, 1837, Русский музей, Ленинград).
Лит.: Самойлов А. Н., А. И. Теребенёв, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века, М., 1954.
Мартос Иван Петрович [1754, Ичня, ныне Черниговской области УССР, - 5(17).4.1835, Петербург], русский скульптор. Центральная фигура завершающего этапа русского классицизма.
Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773-79), где изучал и копировал произведения античной скульптуры, пользовался советами П. Батони, Ж. М. Вьена и К. Альбачини.
Вернулся в Россию убеждённым сторонником классицизма. Выполнив ряд портретов (бюсты Н. И. Панина, 1780, и А. В. Паниной, 1782; оба - мрамор, Третьяковская галерея), уже в начале 1780-х годов выступил как мастер мемориальной пластики, гармонично сочетающий гражданский пафос, идеальную возвышенность образов с их обаятельной жизненностью. Для его надгробных памятников раннего периода (надгробия: С. С. Волконской, Третьяковская галерея; М. П. Собакиной; оба - мрамор, 1782) характерны строгая архитектоника композиции, тонкая моделировка форм, искусное совмещение высокого и низкого рельефа. В дальнейшем М. уходит от барельефного принципа композиции, обособляя человеческую фигуру от скульптурного фона и монументализируя памятник в целом (надгробия: Н. И. Панина, 1788, Е. С. Куракиной, 1792; оба - мрамор, Музей городской скульптуры, Ленинград). Продолжая часто использовать мотив пирамидальной стелы с включенным в неё барельефным медальоном-портретом умершего, М. всё более разнообразит расположение фигур скорбящих, прибегает к полихромии оттенков мрамора. Воссоздание интимного мира переживаний, свойственное ранним памятникам, с начала 1790-х годов сменяется подчёркиванием обществ, значимости монумента, образный строй которого усложняется и порою даже драматизируется.
Надгробие Гагариной. 1803. На постаменте. Не плакальщица, а портрет. Синтез портрета и героизации персонажа – отличительная черта тв-ва Мартоса. Мягкий наклон в духе Афродиты. Драпировки архитектоничны.
Произведения М. зрелого периода отличаются общей монументальностью форм, органичной связью с архитектурной средой, ясной замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта; их эмоциональное воздействие с начала 1800-х годов определяется суровой сдержанностью героев в проявлении чувств, особой величавостью образов, призванных воплотить античные идеалы мужества и совершенной красоты (надгробия: Е. И. Гагариной, бронза, 1803, Музей городской скульптуры, Ленинград; Павла I, мрамор, гранит, 1807, "Мавзолей", Павловск). Эти черты наиболее ярко выражены в памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (бронза, гранит, 1804-18), который был сооружен по общественной инициативе. В нём М. с убедительной силой передал патриотический подъём русского народа, вновь проявившийся во время Отечественной войны 1812. Мечта либерального дворянства – объединение усилий всех слоев. Изучение темы: летописи. 1807 –первый гравированный проект памятника (сильно отличается от окончательного варианта). Театральность. Сюжетно связан с темой сбора пожертвований. 1809 – 2-ой проект. Эволюция композиции. Богаче постамент. Дистанцирует верхний ярус от нижнего. 13 фигур нижегородцев + 13 фигур рельефа об изгнании поляков. Больше соответствует исторической правде. Раненый ослабленный Пожарский. Меч уже в ножнах. Добавился щит с изображением спаса нерукотворного. Традиция – стоящая и сидящая фигуры. Особенности славянского лица синтезированы с античными модулями. В рельефе портретное изобр. Самого мартоса работы гальберга.
1818 – открысие памятника. Состоялся нац. Праздник. Успех. Скульптурная группа обладает большой композиционной и эмоциональной цельностью, не нарушаемой драматическим развитием действия; первоначально поставленный напротив Кремлёвской стены, памятник особенно полно обнаруживал свою смысловую и пространственную связь с ансамблем Красной площади, призывая Пожарского следовать велению долга, передавая ему меч, Минин широким жестом руки указывал на Кремль.
Так же удачно местоположение памятника Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823-28), несущего в себе многие черты позднего творчества М., в котором становятся заметны ноты ригоризма, склонность к чрезмерной обобщенности форм и в то же время к мелочности в деталях. Образ римского сенатора. Часть знанменитого ансамбля в соединении с лестницей. На постаменте несколько рельефов с фигурами богов – аллегорий политики.
1826-29 – памятник Ломоносову. Невероятно заглаженная форма. На смену строгим формулам приходят асимметричные формы. Размышления на тему оды Ломоносова.
памятник Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828-31. в мундире и тоге
М. известен как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры (статуя "Актеон" для фонтанов Петергофа, золочёная бронза, 1801; рельеф "Истечение Моисеем воды в пустыне" на аттике Казанского собора в Ленинграде, известняк, 1804-07). Преподавал в петербургской АХ (1779-1835; с 1814 ректор). Оказал большое влияние на формирование многих русских скульпторов 1-й трети 19 века.
Лит.: Коваленская Н., Мартос, М. - Л.,1938; Алпатов М. В., Мартос, в книге: Русское искусство 18 века, М., 1958.
Соколов Павел Петрович [16(27).6.1764, Петербург, - 24.9(6.10).1835, там же], русский скульптор. В 1785 окончил петербургскую АХ, учился у Гордеева. Пенсионер в Париже 1889-90.
Работал при Адмиралтействе мастером-резчиком. 1810 – бронзовая скульптура для фронтона.
. Видный мастер декоративной скульптуры классицизма, С. исполнил в Петербурге фигуры грифонов на Банковском мосту, львов на Львином мосту (оба - через канал Грибоедова), сфинксов у бывшего Египетского моста через Фонтанку (все - чугун, 1825-26), в парке г. Пушкина - статую "Молочница с разбитым кувшином» - решение жанровой сцены в рамках русского классицизма.
1813 – избран академиком за портретный бюст актера Дмитровского. Классическая постановка. Интерес к индивидуальной моделировке лица.
1824 – бюст адмирала Мордвинова.
Демут-Малиновский Василий Иванович [2(13).3.1779, Петербург, - 16(28).7.1846, там же], русский скульптор-монументалист. Учился в петербургской АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Пенсионер АХ в Риме (1803-06). Преподавал в петербургской АХ (1808-36; профессор с 1813, ректор по отделу скульптуры с 1836). Выполненное Д. в период расцвета (начало 1810-х - начало 1830-х гг.) скульптурное оформление (совместно с С. С. Пименовым) ряда выдающихся архитектурных сооружений, построенных К. И. Росси, а также Биржи и Адмиралтейства относится к числу наиболее значительных произведений монументально-декоративной скульптуры русского ампира (группа "Похищение Прозерпины" перед портиком Горного института, камень, 1809-11; фронтоны и барельефы Михайловского дворца, ныне Русский музей, гипс, камень, 1823-25; скульптурная группа на аттике арки Главного штаба на Дворцовой площади, листовая медь, 1827-28; и др.). Для работ Д. этого периода характерен мужественный, героический строй образов: торжественный ритм и ясность композиционных решений, органическое единство с архитектурой. Д. работал также в области станковой (в том числе портретной) и надгробной пластики (надгробия М. И. Козловского, мрамор, 1802, Музей городской скульптуры, Ленинград, и М. Б. Барклая-де-Толли, бронза, гранит, 1823, в Йыгевесте, близ г. Тырва в Эстонской ССР), выполнял памятники (памятник Ивану Сусанину в Костроме, бронза, 1841-43, открыт в 1851; памятник Барклаю-де-Толли в Тарту, сооружён по чертежам Д. в 1849).
Тема народного героизма и самоотверженной борьбы простых русских людей с наполеоновскими полчищами нашла яркое выражение в произведении «русский сцевола» гипс 1813. Статуя изображает русского крестьянина, который будучи схвачен солдатами наполеона и заклеймен отсекает клейменую руку. Этого безымянного героя художник сравнил с легендарным римлянином, пожертвовавшим рукой, чтобы доказать решимость и мужество защитников рима.
- колесница на арке главного штаба
-
Лит.: Шмидт И., В. И. Демут-Малиновский, М., 1960.
Пименов Степан Степанович [1784, Петербург, - 22.3(3.4).1833, там же], русский скульптор. Отец Н. С. Пименова. Учился у М. И. Козловского и И. П. Прокофьева в петербургской АХ (1795-1803; пенсионер в 1803-07), преподавал там же (1809-30; профессор с 1814). В 1809-1830 заведовал скульптурной частью Императорского фарфорового завода; по моделям П. изготовлялись вазы, посуда и статуэтки. Выполненное П. скульптурное оформление (совместно с В. И. Демут-Малиновским) ряда выдающихся архитектурных сооружений, построенных К. И. Росси, а также А. Н. Воронихиным в Петербурге, относится к числу наиболее значительных произведений монументально-декоративной скульптуры русского классицизма [группа на аттике арки Главного штаба (1827-28), фигуры Славы и старого воина на Нарвских триумфальных воротах (1830-33), колесница Аполлона на аттике Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина (1831-32) - все три листовая медь]. Творчество П., глубоко эмоциональное по своей природе, проникнуто пафосом утверждения патриотических гражданственных идеалов; для его работ характерны ясность композиции, порой романтическая патетика ритмов и жестов, органичное единство с архитектурой.
- рельеф постамента пам. П1 – «взятие фрегата при Гангуте».
- статуя славы на арке главного штаба.(совместно с демут-малиновским) нет пластической автономии. Элементы представляют собой некие закрепленные медальоны. Это не похоже на свободу адмиралтейства.
-портрет м.н. муравьева. (с демут-малиновским) декор. Характеристика лица лишь намечена.
- нарвские ворота
-арка сената и синода
Надгробие козловского
- Статуя киевского князя Владимира для портика казанского собора. Он изобразил владимира героем-полководцем, мастерски передав силу и напряженность его образа.
- скульптурная группа геркулес и антей для горного института. Мастеру удалось убедительно передать и огромное физическое напряжение бьющихся героев и драматизм происходящей схватки.
Лит.: Петрова Е. Н., С. С. Пименов, Л. - М., 1958.
Толстой Федор Петрович [10(21).2.1783, Петербург, - 13(25).4.1873, там же], русский медальер, скульптор, рисовальщик и живописец. Посещал (с 1804) петербургскую АХ, где учился у И. П. Прокофьева; преподавал там же в 1825-28. Профессор (с 1842), почётный член (с 1809), вице-президент (1828-59) и товарищ (заместитель) президента (1859-68) петербургской АХ. Некоторое время был связан с декабристами. В изысканных и изящных работах Т., обладавшего поэтическим восприятием античности, принципы классицизма получили новое, проникнутое романтическими тенденциями истолкование (барельефы со сценами из "Одиссеи" Гомера, воск, 1810, Третьяковская галерея). Наиболее значительная работа Т. - 21 медальон в память Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии в 1813-14 (воск, 1814-36, Русский музей, Ленинград; гипс, в Третьяковской галереи и др. музеях; см. илл.). Медальоны, отличающиеся классической лаконичностью композиции, тонкостью моделировки и гармонией линий и силуэта, в аллегорических образах передают гражданственные идеи, пафос победы народа, боровшегося за независимость Родины. Создал иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька" (1820-33, Третьяковская галерея; издано в 1850) в манере строгого очеркового (без штриховки и теней) перового рисунка, несколько картин в жанре "живописи интерьеров", ряд иллюзионистических натюрмортов, силуэтных композиций.
Бюст морфея
Лит.: Мроз Е. К., Ф. П. Толстой. 1783-1873, М. - Л., 1946.
Крылов Михаил Григорьевич (1786 — 1846) — русский скульптор. В девять лет поступил в Императорскую академию художеств, где учился сначала под руководством Ф. Шубина, а затем И. Мартоса, был награжден двумя серебряными медалями и малой золотой медалью (полученной в 1808 за барельеф: «Марфа Посадница посещает Феодосия Борецкого») и закончил академию в 1809 со званием художника XVI класса и большой золотой медалью, присужденною ему, по конкурсу, за барельеф: «Андромаха оплакивает убитого Гектора». Получив право ехать за казённый счёт за границу, не мог уехать из-за острой политической обстановки того времени и в продолжение десяти лет оставался при академии, в качестве её пенсионера.
Наконец, в 1819 отправился в Рим, где пользовался, при своих работах, советами Кановы и исполнил колоссальную статую Гектора, по заказу великого князя Михаила Павловича (в пандан к «Ахиллесу» С. Гольберга), несколько портретных бюстов и других работ для графа Кутайсова и других лиц. После возвращения в 1825 в Санкт-Петербург изваял превосходную статую «Кулачного бойца» (1837), несколько барельефов для Михайловского дворца, колоссальный бронзовый бюст Собакина, бюст императора Николая I и несколько других, менее значительных произведений.
Гальберг Самуил (Фридрих) Иванович [2(13).12.1787, мыза Каттентак, Эстония, - 10(22).5.1839, Петербург], русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1795-1808) у И. П. Мартоса. Пенсионер АХ в Риме (1818-28), где пользовался советами Б. Торвальдсена. Преподавал в петербургской АХ (с 1829, с 1836 - профессор). Представитель классицизма. В ранний период выступил с идиллическими произведениями ("Фавн, прислушивающийся к звуку ветра", гипс, 1825; мрамор, 1830, Рус. музей, Ленинград). В своих скульптурных портретах Г. стремился точно передать черты лица и его наиболее характерное выражение, используя в то же время обобщённые формы античных бюстов (портреты В. А. Глинки, гипс, 1819, Рус. музей, и А. С. Пушкина, бронза, 1837, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). Г. - автор эскизов и проектов памятников Г. Р. Державину в Казани (1833, открыт в 1847, не сохранился), Н. М. Карамзину в Симбирске (ныне Ульяновск; 1836, открыт в 1845).
- фавн, прислушивающийся к звуку ветра в тростнике (зарождение музыки). Античность\. Но уже попытка передать жестом и лицом внутреннее состояние. Нововведение: изображение без зрачков.
П-т крылова.
-бюст оленина
-п-т мартоса
- п-т карамзина.
Приемы постоянны: гермовидный срез плечей обрамляет грудь. Без зрачков. Дань традиции и шаг к сближению с натурой. Содействовал перерождению классицизма в реализм. Внимание к лицу. Самый крупный портретист 1 трети 19 в. и переходный скульптор.
Лит.: Скульптор Самуил Иванович Гальберг в его заграничных письмах и записках 1818-1828. Собрал В. Ф. Эвальд, СПБ. 1884; Мроз Е., С. И. Гальберг, М. - Л., 1948.
Орловский (настоящая фамилия - Смирнов) Борис Иванович [1796, село Столбецкое, ныне Покровского района Орловской области, - 16(28).12.1837, Петербург], русский скульптор. Сын крепостного. Был продан в скульптурную мастерскую тресконти. Познакомился с мартосом. Показал портрет ал 1. 1822 – освоб. От крепостной зависимости и зачислен в ах. Пенсионерство в рим в мастерской торвальдсона.
Римские работы по руководством торвальдсона:
- парис. 1824 близость к эллинизму. Нежная моделировка, заглаженная мускулатура.
- сатир играющий на свирели
- сатир и вакханка. Очень удачно найдено общее композиционное решение; чрезвычайно выразительна линия, объединяющая склонившиеся друг к другу фигуры. Всей группе орловский стремился придать лирический характер, что свидетельствовало о новых веяниях в русской скульптуре – стремлении смягчить подчас несколько суровую героику классицизма и достигнуть более сложной интимной передачи человеческих чувств.
Центральные произведения – памятники полководцам у казанского собора и ангел на александровской колонне. 1822. Нет черт индивидуального творчества.
- памятники полководцам. Способствовали сложению всего ансамбля. Они затмили собой скульптуру самого собора.
1818 – рескрипт о памятниках. Работы поручили лаунецу. Должны были быть изображены в современных мундирах. Но в 1827 – недовольны его работой. Расторжение контракта. Новый конкурс в ах. Никто не хотел. Вывезли из рима орловского.
С 32 года работа над кутузовым. Барклай – позднее. Нет портретности. Отличаются друг от друга.
Учился в скульптурных мастерских С. П. Кампиони в Москве (с 1809) и П. Трискорни в Петербурге (с 1816), а также у И. П. Мартоса в петербургской АХ (1822; пенсионер в Риме в 1823-28). Преподавал в петербургской АХ (с 1831; профессор с 1836). В римский период работал под руководством и испытал влияние Б. Торвальдсена ("Парис", 1824, переведён в мрамор в 1838; "Фавн и вакханка", 1826-28, в мрамор переведено в 1837; оба произведения - в Русском музее, Ленинград). В лучших произведениях О. зрелого периода (преимущественно монументальная скульптура на героические национальные темы) портретность изображений сочетается с величавой строгостью классицистических форм (памятник М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Ленинграде, бронза, 1828-36, открыты в 1837). Творчеству О. свойствен романтический интерес к национальной истории ("Ян Усмарь", бронза, 1831, Русский музей); его работы порой не лишены черт патетики (фигура ангела на Александровской колонне, бронза, 1831-33).
Лит.: Шурыгин Я. И., Б. И. Орловский, Л. - М., 1962.