Орест Адамович Кипренский 1782-1836

Василий Сазонов

Михаил Тихонов.

Алексей Егоров

1814 – истязание Спасителя. Считается его лучшим произведением.

- верность богу и царю. Об осаде м-вы. Опыт создания картины по современному материалу

1817 – экспедиционный корпус в кругосветное путешествие. Занимался этнографическми зарисовками. Жители посещаемых мест.

- Верность богу и царю. 2 картины на эту тему. Авторство точное не извесно. Одна в РМ, другая в ГТГ.

Поездка в Италию. Не пенсионерство.

Точно его происхождение неизвестно. Скорее всего, незаконнорожденный сын помещика, но возможно и сын простого крестьянина. По художественной совей натуре один из самых удивительных аристократов русского искусства.

В 6 лет его определили в АХ, где он учился в классе исторической живописи. Однако в дальнейшем обратился к жанру портрета, что и принесло ему известность в России и за ее пределами. В академии художник проучился 15 лет. Его натурные эскизы и рисунки неоднократно отмечались медалями. Получил он и две золотые медали за исторические композиции.

Лучшие произведения мастера проникнуты жизнелюбивым чувством, в них подкупает светлое гармоническое начало.

Стихийное, чисто вкусовое влечение Кипренского к некоторым особенностям романтизма было неоспоримо. Его не сумела обуздать Академия. Он обращал более внимание на древних колористов, а не на холодные белые гипсы. Для него краска была главным, рисунок линии – второстепенным.

- Воин, убивающий старца. На тему иудейской войны. Планировал создать циклы на тему древней истории.

-Моление о чаше

- Христос перед Марией Магдалиной. Свободные композиции. Это все рисунки

Это все рисунки.

- аполлон, поразивший кифона

- наполеоновская серия

- 1807 – пути с зеленым шаром. Маска, череп.

- Афина Паллада и путти

- Афина Паллада и ал1

Почти ничего не осуществилось. Хотел уйти от традиционного понимания исторической живописи.

В 1805 году Кипренский участвует в конкурсе на программную работу по классу исторической живописи. За картину, изображающую Дмитрия Донского на Куликовом поле он получил большую золотую медаль, дававшую право на трехгодичную пенсионерскую поездку в Италию. Но по неизвестным причинам за границу его не отправили.

- юпитер, филимон и бавница

- сивилла тибуртинская. 1830 интересен свет. Таинственность. 3 источника света: луна, светильник, невидимый.

Анакрионова гробница – в салоне. До нас не дошла. Очень много пейзажа. Принцип разделения тонов.

Кризис исторической живописи в романтическую эпоху. Едет с Лобановым-Ростовским в Дрезден и Мариенбад. Там жил Гете. Карандашные п-ты Гете. Остался доволен.

Лучшее что им написано – портреты. В них тема была даваема ему самой натурой, и в них он был более свободен, нежели в «свободных» композициях.

Лучшие из его портретов – это автопортреты, где он не был стеснен требованиями заказчиков и мог вполне предаться своим колористическим влечениям. Таких автопортретов масса, и ни один не похож на другой. Интересен также ранний автопортрет художника 1808 года. Подкупает прямой и искренний взгляд художника, как бы открытый всем впечатлениям жизни.

- автоп-т с кистями за ухом 1808-09 интерес к возрастной характеристике. Никакой героизации, идеальности. Индивидуальность, живописность, нет классицистич. Заглаженности. Нейтральный цвет фона. Исп. Рефлексов. Светотень. Программная работа.

- автоп-т в розовом шейном платке. Мягкость. Экспрессивность.

- автоп-т 1820г. Италия. Подарен в портретную галерею в Уффици. Лощеность, эффектность, жесть элегантность

- автоп-т с альбомом.1822 Не автоп-т. Не известно кто изображен

Автоп-т в полосатом халате 1828. сложная колористическая разработка. Ирноническая полуулыбка.

Во всех прочих портретах Кипренский степеннее, но все же всегда полон жизни и страстного отношения к делу.

В 1804 году Кипренский создает одно из самых оригинальных произведений – портрет отца Адама Швальбе. В портрете чувствуется увлечение художника старыми мастерами – их золотисто-коричневатыми тонами, свободной манерой письма. Но главное - романтическая трактовка образа.

Настоящей удачей молодого художника стал овальный п-т А.А. Челищева (1808) – один из лучших детских портретов в русской живописи.

В 1809 г Кипренский уезжает в Москву и там создает свое наиболее знаменитое произведение, многогранно раскрывающее его мастерство - большой портрет гусарского полковника Евграфа Давыдова (1809). В его лице ощущается непосредственность и широта натуры, в позе – непринужденность, сознание полноты своих сил. Вечерний пейзаж с багрово-желтым закатом и темными деревьями создает выгодное пространственное окружение для фигуры, усиливая приподнятое настроение, характеризующее образ.

Там же в Москве художник написал парные портреты графа Ростопчина и его жены. Особенно выразителен портрет Ростопчиной, в котором Кипренский обнаружил дар тонкого психолога.

В 1811 г. Кипренский создал большой портрет графа Ольденбургского, за который он получил звание академика.

- п-т хвостовой. 1814 – переходный период утоншение красочного слоя. Гладкая стекловидная поверхность.

В дамских портретах он умел передать несколько деланную нежность и тонкую поэтичность.

1815 – серия графических портретов: калмычки Баяусты, Натальи Кочубей, Бакунина…

В 1816 году Кипренский наконец едет в Рим в качестве пенсионера императрицы Елизаветы Алексеевны. Там он много работал, изучал живопись старых мастеров, был занят поисками сюжета для большой картины и постоянно выполнял разные проекты.

С 1816 по 1823 год. Художник работал за границей: в Швейцарии, Италии, Франции и Германии. Там были созданы сентиментальные и идеализированные жанровые изображения: Молодой садовник 1817, девочка в маковом венке 1819.

ОН начал со смелых и жизненных произведений и мало-помалу перешел к чему-то чопорному и безжизненному. Много способствовала тому и его жизнь в Италии в Риме. Несмотря на фантастичный роман его жизни, приведший его к браку со своей же приемной дочерью, Кипренский проживая в Риме превратился в педантичного, иногда даже банального мастера.

Зрелым мастерством отличаются портреты Кипренского, созданные после возвращения в Россию: Н.П. Трубецкого 1826, Шереметьева, кавалергарда Бутурлина 1824.

В 1817 году художник написал портрет А.С. Пушкина, явившегося событием в русской художественной жизни тех лет. Портрет очень понравился самому Пушкину. Реализм. Уникальный тип лица. Романтическая составляющая. Беседа с музами. Скульптурный бюст. Нет экспериментов с мимикой.

Неаполь 1828. последний период. Тонкие грунты. Акварельная техника в масляной живописи, прозрачный тонкий слой. Нет авторских поправок.

Неаполитанские мальчики, неаполитанская девочка с плодами.

Читатели газет в Неаполе 30-е. Неаполитанский залив зимой. П-т патотской, ее сестры Шуваловой и эфиопки.

Кипренский Орест Адамович [13(24).3.1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская обл.,-17. 10. 1836, Рим], русский живописец и график, представитель романтизма. Внебрачный сын крепостной, К. в 1788 получил вольную и был определён в Воспитательное училище при петербургской АХ, в которой до 1803 учился у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена и до 1809 состоял пенсионером (стипендиатом); с 1812 академик. В 1805 К. присудили золотую медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (Русский музей, Ленинград). Но своё призвание К. нашёл в портрете, который стал для него средством утверждения в искусстве нового, отвечавшего романтическим устремлениям эпохи взгляда на человека как на внутренне независимую личность. Среди ранних работ К., разнообразных по творческим исканиям, выделяются портрет его отчима А. К. Швальбе (1804, Русский музей) и "Автопортрет с кистями за ухом" (около 1808-09, Третьяковская галерея), в которых образы властного старика и вдохновенного юноши созданы живописными средствами, навеянными картинами Рембрандта и др. старых мастеров.

В 1809-11 К. жил в Москве и Твери (ныне Калинин). В портретах А. А. Челищева (около 1809 или 1810-11, Третьяковская галерея), Е. В. Давыдова (1809, Русский музей), выделяя лица светом на темном фоне, используя контрасты пятен насыщенного цвета, К. достигает романтической приподнятости образа, особой эмоциональной насыщенности в раскрытии психологического состояния модели. Присущие человеку индивидуальные характер и строй чувств подчёркнуты К. и в парных портретах четы Ростопчиных (1809, Третьяковская галерея), в которых созерцательному настроению Ростопчиной противопоставлены энергия и темперамент её супруга. Непредвзятое, чуждое сословным предрассудкам отношение к человеку знаменуют рисунки К. этих лет ("Слепой музыкант", итальянский карандаш, 1809, Русский музей).

Живя с 1812 в Петербурге, К. создаёт ряд графических портретов, в которых участники военных событий и духовно близкие художнику люди запечатлены то в порывисто-беглом наброске (портрет Е. И. Чаплица, итальянский карандаш, 1813;), то в тщательно отделанном рисунке, подцвеченном нежными тонами пастели (портрет Н. В. Кочубей, итальянский карандаш, пастель, 1813, Всесоюзный музей А. С. Пушкина в г. Пушкин). Эти портреты фиксируют едва уловимые оттенки настроения, движения чувств, и вместе с тем многие из них проникнуты духом героической самоотверженности. Поездка в Италию (1816-22) пробуждает у К. тяготение к чёткости, определённости формы, к обобщенности характеристик (портрет А. М. Голицына, около 1823, Третьяковская галерея); здесь же он делает попытки создать историческую картину. Душевный кризис К. после разгрома восстания декабристов 1825 изменяет строй его живописи. Он обращается к манере письма, близкой живописи позднего классицизма. В 1827 он создаёт поэтичный портрет А. С. Пушкина (Третьяковская галерея), в котором воплотились высокие представления К. о творческой личности. Однако в произведениях К. всё больше проявляются сухость формы либо внешняя красивость. К. стремился включиться в общий для русского искусства тех лет процесс становления реализма, аналитический характер которого остался чужд творческому методу художника. В Италии (куда он вновь уехал в 1828) К. делает попытки раскрыть более разносторонне психологическое состояние людей через их взаимное общение (групповой портрет "Читатели газет в Неаполе", 1831, Третьяковская галерея), но нередко приходит к внешней описательности и умозрительности решений (портрет М. А. Потоцкой и С. А. Шуваловой с эфиопкой, около 1835, Киевский музей русского искусства).

Лит.: Ацаркина Э. Н., Орест Кипренский, М., 1948; Алексеева Т. В., О. А. Кипренский, в кн.: История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963; [Сурис Б.], Кипренский-портретист, Л., 1967; Поспелов Г. Г., Русский портретный рисунок начала XIX века, М., 1968.

Тропинин Василий Андреевич [

19(30).3.1776, село Карпово Новгородской губернии, - 3(15).5.1857, Москва], русский живописец-портретист. До 1823 крепостной. Около 1798 начал учиться в петербургской АХ у С. С. Щукина, но в 1804 был отозван своим помещиком. До 1821 жил и на Украине, и в Москве, затем только в Москве. Основатель московской портретной школы. Наследник культуры 18 века. Один из первых предвестников передвижничества. Копировал греза – цветовая гамма, миловидность героев. Т. стремился создать живой и непринуждённый образ человека, характеристику которого часто обогащают детали бытовой обстановки. Все ранние его работы до 1812 года погибли в пожаре в м-ве. Занимался всем: портреты, пейзажи, церковная жив, учил детей хозяев.

Среди ранних работ особенно интересны детские образы и изображения украинцев. В искусстве Тропинина довольно значительное место занимает детский портрет. Это объясняется стойкостью сентименталистских идеалов в мировоззрении художника.

Уже ранние портреты Т. отличаются интимностью образов, нежным, выдержанным в лёгкой сероватой красочной гамме колоритом [этюды-портреты И. И. и Н. И. Морковых и Н. И. Морковой (1813); портреты жены (1809) и сына (1818)].

- п-т жены. Хорошая профессиональная выучка. Отличается от поздних в лучшую сторону

- п-т Наталии Морозовой. 1813 – эскиз для большого п-та. Свобода письма. Не скрывает особенностей лица. Живые черты.

20-30-е собственная манера портретирования. Черты жанровой полуфигуры.

1818 – п-т сына Арсения. 2 варианта. Образ Арсения Тропинина целен и ясен. П-т решен исключительно живописными средствами. Духовная атмосфера выражена переливами золотисто-охристых тонов, сплетением света и тени. Свободной живописью, рождающей ощущение длящейся гармонии. В сдержанной тональной живописи раскрылся колористический дар художника.

Его портреты однофигурные, погрудные, редко поясные или поколенные. Динамизация прической, небрежностью одежды. Треугольник в композиции. взгляд не обращен на зрителя – жизнь сама по себе. Фон – закрашенная поверхность.

В 1823 г Тропинина освобождают от крепостной зависимости. Поселяется в Москве. 1824г – академик живописи. В период расцвета (1820 - 1-я половина 1830-х гг.) прежнюю интимность образов, иногда неопределённость форм, сменяют энергичная и внимательная характеристика модели, скульптурная чёткость объёмов, полнозвучие цвета; художник нередко обращается к широкой живописной манере, эффектно пользуется цветными тенями (портреты П. А. Булахова, 1823, К. Г. Равича, 1825, А. С. Пушкина, 1827, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин Ленинградская область; см. илл.). Эволюция от живописной свободной манеры исполнения к линейно-пластической – все более четкому контурному рисунку, корпусному наложению красок. Среди произведений преобладают портреты.

- кружевница. Народный тип

- золотошвейка. Слащавость. Довольно простые по композиции работы. Фигура дана по пояс или поколенно почти в натуральную величину на нейтральном фоне. Отчетливо выписаны необходимые для работы инструменты. Особенностью работ является соединение материально убедительного решения с идеализацией образов.

- гитарист

В портретах 1830-40-х гг. усиливаются жанровые черты, усложняется композиция, повышается роль деталей, что позволяет Т. во многих работах создать типические, острохарактерные образы современников (портрет В. А. Зубовой, 1834). В ряде работ Т. в эти годы проявились внешне романтические тенденции, в целом творчеству Т. не свойственные (портрет К. П. Брюллова, 1836). Т. выполнил ряд характерных этюдов-портретов украинских крестьян, создал тип жанрового полупортретного, часто идеализированного и сентиментального, но подкупающего искренностью и теплотой чувства изображения человека из народа ("Кружевница", 1823; кроме портрета А. С. Пушкина, все упомянутые произведения - в Третьяковской галерее).

- п-т Брюллова. В бархате, с худ принадлежностями и Везувием

- п-т Зубовой у окна

- украинская девушка

- девушка с горшком роз.

- автопортрет на фоне окна с видом на кремль. Художник изобразил себя фронтально, на первом плане избрав точку зрения снизу вверх, отчего достаточно крупная фигура его выглядит еще значительнее. Постановка против света позволила особенно рельефно промоделировать фигуру светотенью, сообщив ей монументальность.

Позднее тв-во – угасание таланта, цвета глухие. Не отличается философичностью портретов Кипренского. Мечтательность, сентиментальность. Писал этюды парадных п-ов для галереи 1812 г. В эрм.

Самостоятельную художественную ценность имеют подготовительные портретные рисунки Т. Творчество Т. сыграло важную роль в развитии демократического русского искусства 19 в. и, в частности, в формировании художественных традиций Москвы. В Москве в 1969 открыт музей Т. и московских художников его времени (филиал музея - Останкинский дворец-музей творчества крепостных в Москве). Не любил педагогической работы. Не было учеников.

Лит.: Амшинская А., В. А. Тропинин. 1776-1857, М., 1970; Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Каталог, М., 1975.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: