Романтизм

Не сущ единой постоянной красоты. Худ. Вкус меняется. Меняется мироощущение.

Романтизму предшествовал сентиментализм нач. 19 в. Просветительско-утопическое мировоззрение. Элегичность, пасторальность, восхищение природой.

Предромантизм – рубеж 18-19 в. Средневековые легенды, образы смерти, кладбищенские мотивы.

Реакция на рационализм и дидактику классицизма, эпоху просвещения.

Рост свободы личности растущий интерес к тайному.

Разрушение норм и канонов классич. вкусов. Опыт древних вост. Цивилизаций. Повышенный интерес к жизни худ.

В России нет самостоятельного романтического стиля, но есть тенденции.

Романтизм – темперамент. Индивидуализация об-ва. Субъективизация

От слова роман – в значении худ. Вымысла. Стремление уйти от действительности. Для первых теоретиков – это просто название для современного искусства.

Интерес к личности, индивидуализму. Личность против общества. Служение народу. Проблема народности. Демократия, отмена крепостного права.

Отрицание действительности. Взаимодействие различных искусств. Артистические кружки и салоны – обсуждали все. Изменение облика парков и садов.

Романтизм почти не отразился в скульптуре. Романтики считали архитектуру прибежищем духа, а не жизни.

Венецианов Алексей Гаврилович [7(18).2.1780, Москва, - 4(16).12.1847, с. Поддубье Тверской губернии], русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Не получил систематического худ. Образования. Брал уроки у Боровиковского. Копировал старых мастеров. академик петербургской АХ (1811). Служил в Петербурге чиновником (с 1807).

В ранний период писал интимные лирические портреты; некоторые из них своей эмоциональностью близки романтизму (портреты А. И. Бибикова, 1805-08, Русский музей, Ленинград, М. А. Фонвизина, пастель, 1812, Эрмитаж, Ленинград). В конце 1807 подготовил 4 офорта ("Вельможа" и др.) для предпринятого им издания "Журнала карикатур на 1808 год в лицах" - первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещен цензурой за сатиру на бюрократизм и развращенность чиновной знати. В период Отечественной войны 1812 выступил с карикатурами на французов и дворян-галломанов. Одновременно создал ряд жанровых рисунков, запечатлевших эпизоды городской уличной жизни и дворянского быта.

В 1812 – много карикатур, связ с французоманией

1811 – автоп-т. Звание назначенного. Оч. Необычный. Внутренняя жизнь непривилегированного сословия.

- п-т к.и. головачевского с 3-мя воспитанниками академии. Принципы народного п-та

1815 женился. Сосредоточился на крестьянской теме.

С 1819, оставив службу, поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян ("Очищение свёклы", пастель, до 1822, "Гумно", около 1821-23, "Утро помещицы", 1823, "Спящий пастушок"., 1823-24, - все в Русском музее; "На пашне. Весна", 1820-е гг., "На жатве. Лето", 1820-е гг., "Голова старика-крестьянина", 1825, "Захарка", 1825, "Крестьянка с васильками", 1820-е гг., - все в Третьяковской галерее). Темы и персонажи этих произведений, а также и сам метод их создания - путём углублённой работы с натуры - противоречили установкам АХ и сыграли решающую роль в становлении нового художественного направления, в основе которого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Такая направленность интересов В. была связана с демократическими воззрениями передовой части русского общества периода 1810- 1820-х гг. Стремясь увидеть в действительности не только характерное, но и прекрасное, В. в своих картинах создаёт отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, воспевает красоту труда и природы. Крестьян, изображенных В., отличают человеческое достоинство, благородство, простота; порой в их внешнем облике сохраняются черты той идеальной красоты, которую утверждал в искусстве классицизм. Лирический пейзаж, играющий значительную роль в картинах художника, тонко передаёт своеобразную прелесть среднерусской природы. Изображая человека в реальной жизненной среде, В. придавал также большое значение работе живописца на открытом воздухе. Это позволило ему высветлить палитру, сделать её способной передавать оттенки цвета при рассеянном дневном освещении.

- чистка свеклы. Производственный процесс. Интерес к подробностям. Пастель. Групповой п-т.

- 1821 гумно. Нестандартный выбор натуры

- 1823 – утро помещицы. Идеально и гармонично. Масштаб фигуры не теряется в интерьере. Первое настоящее жанровое произведение

1824 – спящий пастушок. Изобр. Нац пейзажа. Основы русского нац. Восприятия пространства. Новаторский характер тв-ва.

1820-е портреты крестьян. Идиллические образы. Девушка с туеском, Захарка – реалистический характер

Реалистический портрет. Интерес к характеру, внешнему и внутреннему состоянию.

На пашне. Весна; На жатве. Лето; сенокос – триптих? Основные сезоны земледельческого цикла. Но везде образ материнства. Это главное в крестьянской жизни. Работы достаточно совершенны.

- серия рисунков натурного класса ах. 4 рисунка.

С 1830-х гг., в сложной обстановке нарастающих социальных противоречий русской жизни, творчество В. постепенно утрачивает передовой характер. Менее интересны содержательно

-купальщицы, вакханка. П-т Кочубея. Основания Петербурга. Причащение умирающей. Игра в карты…

1847 Диана – последняя работа.

30-40-е приближение его тв-ва к академизму.

Ученики Венецианова: (что-то из писем Венецианова):

В 1824 – образовалась школа. Около 70 учеников. Ок 30 учеников – сохранились работы. Но представляют мало интереса. Ни один не превзошел учителя.

Развитие метода реалистического искусства. Образовалась в Сафонково из юношей окрестных земель. И в квартире в СПб. Ученики постоянно сменялись.

Не искал талантов, считал, что живописи можно научить любого

Существовала до 47г – 23 года. Школа-мастерская-студия. Разработка и внедрение новых способов.

Наметил принцип нового худ. Направления. Пересмотр понятия правды, достоверности. Считал, что искусству принадлежит просветительская роль в преобразовании общества.

Природа и жизнь - источники искусства. Практическая и теоретическая перспектива. Рисунок и живопись.

3-х мерная форма и ее освещения. Контур и оттенение. Краска вещь последняя после точного линейного построения.

Теоретич. Перспектива. Общая культура художника.

Этапы обучения:

1) рисунок. 3-хмерная форма. Геометрич. Линии и тела. Затем с передачей свойств предметов. Группы предметов в интерьерах, а не натюрмортах – нововведение. Постепенная работа красками. Монеты и медали. Обнаженная модель.

2) живопись. Художник должен добиваться точности тона. Цветы, насекомые, птицы. Навыки составления красочной смеси. Предметы домашнего обихода. Интерьеры: проблемы света и пространства. Натюрморты с выраженной цветовой задачей. Картины старых мастеров: изучение, копирование. Обнаженная модель

3) композиция. Раскрытие природного таланта к одному из родов живописи. Чел в интерьере. Группа людей. Сюжетная картина

Индивидуальный подход исходя из способностей ученика.

- Алексеев Александр Алексеевич (1811- 1878) – изначально, будучи крепостным, поступил к Венецианову в 1824 году. Где-то в 1826 году, благодаря хлопотам Венецианова, Алексеев становится свободным. За перспективную картину («Мастерская Венецианова») в 1827 году Академиею Художеств удостоен золотой медали. В картине «Мастерская Венецианова» представлена светлая, просторная комната в петербургской квартире художника. На стенах развешаны этюды, здесь же стоят статуи. Одну из них рассматривает молодой человек, по-видимому Н.С. Крылов. Гипсовые слепки рисует, устроившись между статуями, другой ученик. Возле окна стоит А.В. Тыранов, делая этюд с крестьянской девушки. К нему направляется А.А. Алексеев с намерением устроиться рядом и приняться за работу.

Зарянко С. – портрет а.г. Венецианова 30-е. белый зал в зимнем дворце 4-е.

Михайлов Г. – потретная в доме Кочубея. Внутренний вид второй античной галереи ах.

- Славянский Федор Михайлович – крепостной живописец из деревни Вышково Вышневолоцкого уезда. Венецианов добился его освобождения, отправил в Петербург, и уже в 1840 году молодой художник занимался в Академии Художеств. Примерно в этом же году, Венецианов давал прошение о присвоении Славянскому своей фамилии – Венецианов, но прошение было отклонено. Славянский писал портреты Венецианова, также известна картина «Кабинет Венецианова».

- Зеленцов Капитон Алексеевич [март 1790 - 3(15).5.1845], русский живописец и график. Во 2-й половине 1820-х гг. учился у А. Г. Венецианова. С 1833 академик петербургской АХ. В период Отечественной войны 1812 создавал лубки-карикатуры на французов. Изображения народных типов и сцен в произведениях З., виды интерьеров, иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, М. Н. Загоскина и др. (сборник "Сто русских литераторов", 1839-41) отличаются поэтичностью образов и вниманием к правде бытовой детали, типичными для венециановской школы. З.приписывают 40 офортов для издания "Волшебный фонарь" (1817).

- крестьянин с ломтем хлеба 20-е

Рис. Внутренний вид почтовой станции

Гостиная на антресолях. В комнатах.

- Крендовский Евграф Федорович (1810 - после 1853), русский живописец и акварелист. Представитель венециановской школы. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина, затем в Петербурге у А. Г. Венецианова и одновременно в рисовальных классах АХ (1830-35). С конца 1830-х гг. жил в селе Мануйловка Полтавской губернии. Жанрист (в т. ч. сцены в интерьере) и портретист. Произведения: "Сборы на охоту" (1836), "Площадь провинциального города" (1840-е гг.), миниатюра с портретом детей Капнист (акварель, гуашь, 1848) - все в Третьяковской галерее.

Лит.: Савинов А. Н., Е. Ф. Крендовский, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века, М., 1954.

- Крылов Никифор Степанович (1802-31) – происходил из мещан Тверской губернии. С Крылова Венецианов впервые встретил в Теребенском монастыре, куда ездил на ярмарки и по делам конного завода. Там у местного архимандрита работали калязинские иконописцы. Среди них художник заметил 18-летнего молодого человека, который писал смелее других. По совету художника Крылов приехал в Петербург. Он жил в доме Венецианова, занимался в его мастерской, а вскоре начал посещать и рисовальные классы Академии. Написал картину «Русская зима» (1827): Зима, окраина деревни, вдалеке виднеется лес, люди заняты своими повседневными делами. На переднем плане изображена женщина с коромыслом; с полными ведрами воды она идет неторопливо, ведра словно покачиваются в такт шагу. Ей навстречу мужчина ведет под уздцы коня. Конь неторопливо перебирает ногами, идя вслед за хозяином. За женщиной с коромыслом изображены две других женщины, за ними какой-то сарай, дальше - лес.

- Тыранов Алексей Васильевич (1808 - 1859) - портретист, трудившийся и в других родах живописи, сын мещанина, получил первоначальное образование в бежецком уездном училище, затем учился в гимназии в Твери. Не окончив в ней курса по недостатку материальных средств, Тыранов юноша возвратился в Бежецк и здесь, вместе со своим братом, иконописцем, занялся писанием образов. Известный А.Г. Венецианов отвез его в СПб. и доставил ему возможность посещать классы Академии Художеств. Тыранов вначале занимался перспективной живописью. В 1827 г. он получил от академии малую золотую медаль, а в 1830 г. удостоен и большой золотой медали из числа предоставлявшихся в распоряжение академии обществом поощрения художников. По приезде в СПб. К. Брюллова, он поступил к нему в ученики. В 1836 г. был признан назначенным в академики, за картину "Девушка с тамбурином". В 1839 г. получил звание академика и отправился в Рим. Там написаны им: "Мать Моисея на берегу Нила", "Ангел, слетающий с неба с масличной ветвью", "Девушка, выжимающая из волос воду" и несколько других картин. По возвращении своем в СПб., в 1842 г., вошел в большую моду своими эффектными, колоритными портретами, напоминающими кисть Брюллова; но несчастная любовь произвела в 1844 г. переворот в его судьбе: он впал в ипохондрию, близкую к умопомешательству. Утратив способность к труду, он очутился в нищете, из которой под конец его жизни извлекла его пенсия, выхлопотанная академией. О живописи Тыранова могут дать понятие его произведения, находящиеся в наших публичных коллекциях: "Мужской портрет", "Голова молодой итальянки", "Портрет живописца Алексеева" и "Мастерская художника" (в русском музее императора Александра III), "Мать Моисея на берегу Нила" и "Ангел с масличной ветвью" (в московском публичном музее) и портреты И.И. Лажечникова и И.К. Айвазовского (в московской Третьяковской галерее).

Автопортрет. Перспективный вид эрм. Библиотеки 26. мастерская братьев Чернецовых. Вид на реке Тосно. 1827.

- Сорока Григорий Васильевич [15(27).11.1823, деревня Покровская, ныне Калининской области, - 10(22).4.1864, там же], русский живописец, представитель венециановской школы. Сын крепостного. В 1842-47 учился у А. Г. Венецианова. Проникнутые созерцательностью, наивно воспринятой идеей жизненной гармонии, работы С. (пейзажи, жанровые сцены, интерьеры, портреты) передают умиротворённость погруженной в дрёму природы, размеренность быта помещичьей усадьбы, задумчивый покой персонажей. Его произведениям присущи тонкая согласованность тонов золотисто-коричневой гаммы, замкнутость и статичность композиции, обобщенность в трактовке форм и в то же время любовное воспроизведение деталей окружающего мира ("Рыбаки. Вид на озеро Молдино", портрет Е. Н. Милюковой, - оба 1840-е гг., Русский музей, Ленинград).

Автоп-т 40-е гг. гумно 40-е. рыбаки. Вид в Спасском. П-т Венецианова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: