Бытовой жанр

Е

Искусство 2 трети, середины 19 века.

От укрепления николаевской монархии до рев. Ситуации 50-х гг.

32г – православие, самодержавие народность.

К 60-м годам дворянство меняется, «обуржуазивается», буржуазия одворянивается. Новый фундамент по самодержавие – реформы ал1.

Капитализация. Центральное произведение – «сватовство майора». П. Федотова.

Эпоха перелома в худ. Сознании. Вырождение его в академическую доктрину – академизм.

2 треть 19 в. – новая волна романтического искусства. Стереотипные эффекты.

Время сложения и первого этапа искусства критического реализма – наибольший интерес.

1825 – беспокойство сменяется экзотикой.

Пейзажи – воробьев, Айвазовский. Щедрина забыли.

Реализм – Федотов, Шевченко, Рагин. Худ. Культура расширялась

Складывается новый художественный центр в м-ве.

1843 – московское училище живописи и ваяния.

Школа Тропинина.

Появл. Профессиональная худ. Критика – Стасов.

1857 – оформл. Галерея Третьякова.

1857 – кафедра история искусств МГУ – начало профессионального искусствознания

1863 – разрешено открытие таких кафедр во всех университетах. Но очень мало искусствоведов.

1864 – художественно-промышленный музей при Строгановском училище технического рисования в м-ве.

Положение художников зависимо от ах и унизительно. Пенсионерство в осн. В Рим.

Худ. Политика ограничивалось личным управление николая1.

Вторая ⅓ XIX в.

Брюллов Карл Павлович [12(23).12.1799, Петербург, - 11(23).6.1852, Марчано, близ Рима], русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петербургской АХ (1809-21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823-35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской АХ. В 1849 жил на острове Мадейра, с 1850 - вновь в Италии.

Не удовлетворяясь академическим воспитанием в духе эстетических принципов классицизма, Б. стремился к реалистическому обновлению русской живописи, причём эти устремления проникнуты характерным для его времени романтическим мироощущением. Искусство Б. отмечено взволнованным утверждением ярких и сильных эмоций, чувственно-пластической красоты человека, страстных порывов и драматических столкновений. Уже ранние картины Б. ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Ленинград; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея) показывают попытки художника отойти от условности академического искусства, добиться естественности и чувственного обаяния в изображениях обнажённого тела, большей правдивости и богатства в эффектах дневного освещения, изученных на натуре.

-автопортрет

- нашествие гензериха на Рим

- версея

Основным произведением Б. - картина "Последний день Помпеи" (1830-33, Русский музей) - изображает гибель города при извержении Везувия. Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, Б. подчёркивает трагичность их неминуемой гибели, бессилия перед стихией. В замысле картины косвенно отразилась атмосфера истории конфликтов, создавшаяся в Европе в годы жестокого подавления освободительных движений. В картине ещё много традиционных черт академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтических театральных эффектов, но она знаменует важный этап в развитии русской исторической живописи благодаря стремлению Б. к психологической правде и исторической достоверности (изучение археологических и документальных материалов), смелой попытке представить многообразные переживания массы людей в момент грозного бедствия. Симбиоз романтизма и классицизма. Действие из глубины. Статуарное завершение фигур. Зрелище эстетизировано. Люди во власти стихии, рока. Молния, лавина – драматизирующий эффект. К замыслу пришел не сразу. Историческая глубина. Вся работа – 6 лет. Долго собирал материал.

Позднейшие замыслы больших исторических композиций (в том числе попытка создать народную эпопею в картине "Осада Пскова", 1839-43, Третьяковская галерея), как правило, не получали завершенного воплощения. Блестящее композиционное и декоративное мастерство Б. раскрылось в его эффектных парадных портретах (представляющих обычно человека в рост в пейзаже или богато убранном интерьере), полных радости жизни, романтической приподнятости чувства, сверкания полнозвучных красок ("Всадница" - портрет Джованнины Пачини, 1832, и портрет В. А. Перовского, 1837, - в Третьяковской галерее; портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини, около 1839, Русский музей). Более интимные, строгие и сдержанные портреты представителей интеллигенции (Н. В. Кукольника, 1836, И. А. Крылова, 1839, А. Н. Струговщикова, 1840, автопортрет, 1848, М. Ланчи, 1851, - в Третьяковской галерее) принадлежат к крупным достижениям русского реалистического портрета; они проникнуты стремлением раскрыть сложность характера человека, напряжённость, а подчас и общественную значимость его интеллектуальной жизни.

- всадница; п-т вел княгини Елены Павловны – парадные

Камерные. Облагораживание лиц. Сложная человеческая психика. П-т Перовского; Жуковского; Крылова; охотникова; Нестора кукольника.

Жанровые картины:

- сбор винограда

- ожидание ребенка

Б. был замечательным мастером акварели и рисунка, где добивался нередко большой непосредственности наблюдения, динамичности штриха, живописности впечатления (жанровые итальянские зарисовки; пейзажи и наброски, выполненные во время поездки в Грецию и Турцию, 1835). Ряд работ Б. не свободен от внешней красивости и мелодраматизма, усвоенных брюлловской школой.

1843 – работы по оформлению Исаакиевского собора. Плафон и паруса – 4 года. Апостолы и страсти господни. Очень тяжелый труд.

Заболел. 49 – уезжает на модеру. 50-й Рим.

Революция художественной школы. Воспитание мастера. Развитие мышления.

Ученики: Федотов, Шевченко, Агин – осн. Художники русского критического реализма.

Лит.: Ракова М. М., Брюллов-портретист, М., 1956; К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников..., 2 изд., М., 1961; Ацаркина Э., К. П. Брюллов, М., 1963.

Иванов Александр Андреевич [16(28).7.1806, Петербург, - 3(15).7.1858, там же], русский живописец. Учился в качестве "вольноприходящего" ученика в петербургской АХ (1817-28) у своего отца А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. С 1830 пенсионер общества поощрения художников в Италии, посетил Австрию и Германию. В 1831-58 жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. В 1857 ездил в Лондон для встречи с А. И. Герценом.

Произведения раннего (петербургского) периода творчества И. обладают всеми характерными чертами живописи классицизма: уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по планам, плавным контурным рисунком и локальным цветом; художник стремился добиться эмоциональной выразительности в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем ("Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора", 1824, Третьяковская галерея; "Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице хлебодару и виночерпию", 1827, "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры", 1829, "Явление Христа Марии Магдалине", 1835, - все в Русском музее, Ленинград). Завершает ранний период творчества одна из первых работ И. в Риме - картина "Апполон, Гиацинт и Кипарис" (1831-34, Третьяковская галерея), отличающаяся исключительной гармоничностью и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. Как и другие представители передовой русской интеллигенции 1830-40-х гг.,

И. искал пути разрешения глубоких социальных противоречий, устранения несправедливости и угнетения. На формирование мировоззрения И. в Риме повлияли дружеские отношения (в конце 1830 - начале 1840-х гг.) с Н. В.Гоголем (которым во многом были внушены И. представления о просветительских задачах искусства), а также с членом московского кружка любомудров Н. М. Рожалиным и главой немецких назарейцев художником Ф. Овербеком; от последних И. усвоил идеи шеллингианства (см. Шеллинг Ф. В.). Проникнувшись верой в пророческую роль художника, в возможность с помощью искусства преобразить человечество, нравственно усовершенствовать его, И. в своём творчестве стремился осмыслить основные вопросы бытия человека, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы.

Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837-57, Третьяковская галерея). Евангельский сюжет И. трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого - духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная, подчинённая идейному замыслу картины многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, по-разному воспринимающих событие; каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл.

Христианство – эпическое обновление, поднятие нравственного самосознания человека. В процессе работы появляется соц нота: образ раба и образ толпы, кот нуждается в помощи. Борьба за предельное совершенство картины.

Сюжет из первой главы евангелия от Иоанна. Группа апостолов на 1-ом плане. Вдали шествующий миссия. Толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями.

Смысл картины – проблема выбора пути и предел осознания мира.

Человеческие фигуры в пейзаже на открытом воздухе. Цвет и свет – пришлось осваивать самостоятельно. В АХ этому не учили. Пейзажный метод сличения и сравнения. Необходимо совершенство пейзажа. Жизненно-правдивое изображение. Серия деревьев – пейзаж 1-ого плана. Дали – фон. Срединные пейзажи. Только дети в пейзажах не нарушают гармонии. Мифология человеческого детства.

Сам замысел картины и его осуществление в виде монументального программного произведения, выдвигающего проблемы всемирно-исторического значения, характерны для позднего романтизма, который проявился в использовании приёмов и норм классицистического искусства, обогащенных, однако, ощущением глубинности пространства и динамики форм. В "Явлении Христа народу" композиция симметрична, уравновешенна и замкнута, фигурный план тяготеет к неглубокому пространственному развороту, расположение фигур подобно барельефу. Контраст этих условных приёмов академической живописи с реалистическими достижениями И. (опыт освоения пространства, добытый в пейзажных этюдах, глубокое постижение человеческих характеров и др.) придаёт картине противоречивый характер. Вследствие этой противоречивости, а также утраты И. веры в возможность преобразовать человечество с помощью религиозно-нравственной проповеди средствами искусства (большое влияние на изменение мировоззрения И. оказали революционные события 1848, свидетелем которых он был в Италии) картина осталась незавершённой. Самостоятельной областью творчества И. являются этюды, выполненные в процессе работы над картиной (свыше 300, Третьяковская галерея, Русский музей и другие собрания). Этюды голов и фигур И. писал как с произведений классического искусства, так и с живой натуры, постепенно, в результате сложного синтеза этих двух основных источников, выражая в последующих этюдах свои идеальные представления о персонажах картины и добиваясь точного воплощения в каждом персонаже определённых человеческих качеств и состояний.

В пейзажных этюдах, отличающихся большой философской глубиной восприятия, И. стремился объективно передать всё многообразие жизни природы, познать законы её развития и основные элементы: воду, землю, растительность, небо ("Аппиева дорога при закате солнца", 1845, "На берегу Неаполитанского залива", конец 1840-х - начало 1850-х гг., - оба в Третьяковской галерее). И. добился огромных успехов в постижении пространства, использовав достижения современной ему пленэрной (см. Пленэр) живописи, сохранив при этом силу и интенсивность звучания цвета, добился естественного сочетания объёма и пространства. Картина "Явление Христа народу" осталась в истории русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины.

В последнее десятилетие жизни И. работал над циклом "Библейских эскизов" (акварель, Третьяковская галерея и Русский музей), которые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания. Используя исследования Д. Ф. Штрауса и творчески переосмысливая мотивы искусства Древнего Востока, античности и Византии, И. трактовал древние легенды как историю духовного и нравственного развития человечества, достигнув необычайной глубины их философского обобщения и истолкования. В "Библейских эскизах" И. сумел органически сочетать историческое и бытовое, легендарно-фантастическое и обыкновенное. Коренному переосмыслению подверглись образы Христа и его учеников, многие евангельские чудеса трактованы как порожденные мифологическими представлениями. Отказавшись от традиционных условных приёмов композиции, И. применял композиционные решения, наиболее соответствующие изображаемому событию, ввёл цветовое пятно, подчёркнутое на плоскости листа контуром, достиг большой выразительности ритма линий, открыл новые фактурные возможности графики. Сохраняя связь с традициями классицистического монументализма, "Библейские эскизы" закладывают черты реалистического метода. Эти качества творчества И., обращенные одновременно и к прошлому, и к будущему искусства, сделали И. одним из самых значительных русских живописцев 19 в. Творчество И., встречавшее враждебное отношение официальных кругов царской России, высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, И. Е. Репин.

Федотов Павел Андреевич [22.6(4.7).1815, Москва, - 14(26).11.1852, Петербург], русский живописец и график, родоначальник критического реализма в рус. изобразительном искусстве. Учился в 1-м Московском кадетском корпусе, служил в Финляндском полку в Петербурге. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова.

К первому периоду творчества (до середины 1840-х гг.) Ф. относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1844-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Ф. впервые сформулировал программу критического реализма. Сопровождал рисунки текстами.

- п-т отца а.и. федотова. Акварель.

- прогулка (с отцом и сестрой) акварель

- уличная сцена в Москве во время дождя.

- передняя частного пристава на кануне праздника.

Январь 44 г – отставка. 44-45г серия сепий. 8 листов.

- первое утро обманутого молодого

- старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант

- смерть Фидельки

- последствия смерти Фидельки

- модный магазин

Во всех работах всегда есть животные

В зрелый период творчества (до конца 1840-х гг.) Ф. перешёл к работе масляными красками, создал серию картин ("Свежий кавалер", 1846, "Разборчивая невеста", 1847, "Сватовство майора", 1848, все - Третьяковская галерея, Москва), в которых приходит к новой системе развёртывания сюжета, обогащенного конфликтом и временным единством действия, отказывается от карикатурности, соединяет критический пафос с поэтическим представлением о мире, добивается гармонической композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Ф. сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их в раёшном духе на выставках.

- 1846 – свежий кавалер. Первая картина маслом. Детали картины обладают своей поэтикой. Охарактеренный образ. Карикатура на героический об раз классицестической картины.цвет локальный, не активное средство. Определяет облик предмета. Федотов наблюдает нравы.

- разборчивая невеста. Назидательность сюжета. Демонстрирует любовь и интерес к живописи в платье невесты.

- сватовство майора. 1848. Успех и слава. Восторг Брюллова. Звание академика. Выставился в 1849г. отражение процессов, происходивших в России в то время. Типизация характеров. Любуется своими героями.

- завтрак аристократа. (не в пору гость) сложная однофигурная композиция.

Лучшие живописные портреты Ф. - небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством ("Е. Г. Флуг", около 1850, "Н. П. Жданович", 1849, оба - Русский музей, Ленинград). В рисунках Ф. достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно-критического содержания. В конце 1840-х гг. к Ф. пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении.

- п-т надежды жданович за клавесином.

- п-т флуга. С посмертного рисунка. Искусственное освещение. Драматический контраст свето-тени. Ограниченный мир модели. Полутьма, контур теряется. Цвет теряет свою локальность. Доминирует общий красно-коричневый тон. Вершина портретного творчества

Поздний период жизни и творчества Ф. (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Ф. создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем ("Вдовушка", 1851-52, "Анкор, ещё анкор!", 1851-52, обе - Третьяковская галерея, "Игроки", 1852, Киевский государственный музей русского искусства). Незначительный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передавая безысходность человеческой жизни в условиях николаевского режима. Используя контрасты светотени, разрушая локальную живописную систему, Ф. обретает живописное единство, эквивалентное образной идее. Творческое наследие Ф. сыграло видную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19 в.

- анкор, еще анкор! Не жанровая живопись, а метафора. Стерты контуры – утрачена конкретность.

- игроки. Гротеск. Пустая трата времени. Пустые рамы. Рисунки к этой картине оч. Необычны. Экспрессивны.

- вдовушка. Одно из самых поэтических произведений федотова, в котором проявилась тоска художника по прекрасному. Он создал три варианта картины. Это не простое повторение, а развитие и усложнение первоначального замысла. От непосредственного изображения печального события федотов шел ко все более обобщенному и эмоционально углубленному раскрытию темы. Однофигурная композиция, в которой молодая женщина оставаясь внешне бездейственной, всем своим обликом выражает глубокую скорбь.

Отталкивались от раннего федотова. Отсутствие основ критического реализма.

Ковригин Егор Ильич – один их художников, который выполнил гравюры и рисунки к «Петербургскому сборнику, изданным Н. Некрасовым» (СПб, 1846). В сборнике опубликованы политипажи (отпечатки рисунков, сделанных с гравюр на дереве) и гравюры. Также его политипажи были включены в сборник 1846 года «Физиология Петербурга», составленная из трудов рус. литераторов, под ред. Н. Некрасова.

Тимм Василий Фёдорович (Георг Вильгельм) [9(21).6.1820, Зоргенфрей, ныне Цесисский район, - 7.4.1895, Берлин], русский живописец и график, выходец из Латвии. Учился в петербургской АХ (1835-38) у А. И. Зауервейда. В 1844-48 работал во Франции и Алжире. Занимался батальной живописью, писал жанровые сцены и пейзажи. Прославился жанровыми рисунками-иллюстрациями (воспроизводились ксилографией) и литографиями (преимущественно для издававшегося Т. в 1851- 1862 "Русского художественного листка"), правдиво, с мягким юмором повествующими о повседневном быте горожан различных слоев русского общества. Выполнил ряд зарисовок обороны Севастополя в 1854-55. С 1867 жил главным образом в Германии, занимаясь керамикой.

- сидящий нищий

- мальчик оборванец

Агин Александр Алексеевич (1817, Новоржевский уезд Псковской губернии, - 1875, село Качановка Черниговской губернии), русский рисовальщик-иллюстратор. Учился в петербургской АХ (1834-39) у К. П. Брюллова. Иллюстрировал различные издания, в том числе произведения Е. П. Гребёнки, И. И. Панаева, И. С. Тургенева и др. Главная работа - 104 иллюстрации к "Мёртвым душам" Н. В. Гоголя (1846-47, гравированы на дереве Е. Е. Бернардским, 72 из них изданы в 1847, полностью в 1892). В 1853, преследуемый цензурой, А. уехал в Киев, где преподавал рисование и работал в театре. В своих иллюстрациях А. проявил глубокое знание русской жизни, что отмечал В. Г. Белинский (см. Полн. собр. соч., т. 9, 1955, с. 572). Социальная заострённость психологических и бытовых характеристик, пластическая ясность и цельность композиции придают образам, созданным А., большую широту обобщения и обличительную силу.

Впервые профессиональный уровень книжной иллюстрации. Работал с бернардским – лучшим гравером.

Занявшись жанром нашел равновесие между жизненной правдой и изобр искусством.

40-е гг выставляется как автор жанровых иллюстраций. – демон Лермонтова.

Главная работа – иллюстрация к «Мертвым душам». 72 гравюры: 1) жизнь губернского города 2) биогр Чичикова 3) повесть о капитане копейкине

- акварель непризнанный талант.

Шевченко Тарас Григорьевич [25.2(9.3).1814, с. Моринцы, ныне Звенигородского района Черкасской области, - 26.2(10.3).1861, Петербург], украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. Родился в семье крепостного крестьянина. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (начало 1831) был отдан (в 1833) в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" Ширяеву. Весной 1838 Ш. был выкуплен из крепостной неволи. Ш. известен также как художник. В 1838-45 он учился в петербургской АХ у К. П. Брюллова. Реалистическая направленность его творчества проявилась в ранних работах ("Катерина", 1842, Киевский музей Т. Г. Шевченко, серия офортов "Живописная Украина", изд. 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелей и рисунков, созданных в ссылке (серия "Притча о блудном сыне", "Наказание шпицрутенами" - тушь, бистр, 1856-1857, и др.). По возвращении из ссылки Ш. много работал как гравёр, видя в гравюре средство распространения искусства в народе (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди). Создал ряд глубоких, психологических портретов ("Автопортрет", 1840 - 1841, Киевский музей Т. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана.

- история блудного сына. Сер 50-х. 9 рисунков.

- тема тюрьмы и ссылки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: