Скульптура Исаакиевского собора

Скульптура.

Пименов Николай Степанович [24.11(6.12).1812, Петербург,- 5(17).12.1864, там же], русский скульптор. Сын С. С. Пименова. Учился в петербургской АХ (1824-1833) у отца и С. И. Гальберга, был пенсионером при АХ в Петербурге (1833-36) и в Риме и Флоренции (1837-50); преподавал в петербургской АХ (1856-64). Его ученики: Н. А. Лаверецкий, Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов. Представитель позднего классицизма, П. в своих произведениях (преимущественно станковые композиции, портреты, памятники) стремился внести в классицистическую скульптуру национальные и жанровые мотивы.

- парень играющий в бабки.

Логановский Александр Васильевич [11(23).3.1810 (или 1812), Москва, - 18(30).11.1855, там же], русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1821-33) у В. И. Демут-Малиновского, пенсионер петербургской АХ в Италии (1837-44). Работал в духе позднего академического классицизма, преимущественно в области монументально-декоративной скульптуры на темы из Евангелия и русской истории (горельеф "Избиение младенцев" в южном портике Исаакиевского собора в Ленинграде, бронза, 1844-46; статуи и рельефы храма Христа Спасителя в Москве, бронза, мрамор, 1840-е - 1850-е гг., сохранившиеся ныне в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве).

Каменский Федор Федорович [21.8 (2.9).1836, Лесное, пригород Петербурга, - 26.8.1913, Клируотер, Флорида, США], русский скульптор. Учился у И. П. Витали и Н. С. Пименова в петербургской АХ (1852-60; в 1863-69 пенсионер в Италии). В 1870-72 жил во Флоренции, с 1873 в США. В своих произведениях (преимущественно станковая жанровая скульптура), отличающихся бытовизмом (а нередко и сентиментальностью) трактовки сюжета, К. стремился преодолеть отвлечённость академической пластики ("Мальчик-скульптор", 1866; "Первый шаг", 1872; оба - мрамор, Русский музей, Ленинград). Выполнял также портреты.

- вдова с ребенком. Нач. 60-х

- первый шаг. Аллегория - первые шаги человечества на пути к прогрессу (поезд в ногах ребенка).

- п-т тараса шевченко

- юный скульптор

1829-42 – разработка программы. 4 рельефа фронтонов, дверные рельефы, евангелисты, апостолы, ангелы, пророки, угодники, святые.

Поручено лео фон кленце, но императору не понравилось – интерьер перегружен орнаментом. Предпочтение монферану.

Витали – главный скульптор по приглашению монферана. Работал с помощниками. Очень много скульптуры. Только в интерьере больше 300 шт.

44-51гг. В мастерской Витали – рельефы 2-х фронтонов, скульптуре дверей, главного купола

Южный фронтон – поклонение фолхвов. Избыточность декоративного оформления.

Витали Иван Петрович [1794, Петербург, - 5(17).7.1855, там же], русский скульптор. Монументалист и портретист. Учился у отца - Пьетро В., в мастерской П. Трискорни (по другим источникам - у А. Трискорни) и как вольноприходящий в петербургской АХ. С 1818 жил в Москве.

Произведения В. московского периода монументальной обобщенностью форм и уравновешенностью композиционно-пространственных построений близки русской скульптуре 1-й четверти 19 в. (колесница Славы и рельеф "Освобождение Москвы" для Триумфальных ворот, чугун, 1829-34; скульптура фонтанов - на Лубянской площади, ныне перед зданием Президиума АН СССР, и на Театральной площади, ныне площади Свердлова, - оба бронза, 1835).

С 1841 жил в Петербурге (с 1842 - профессор АХ), работая главным образом над скульптурным оформлением Исаакиевского собора (с учениками и сотрудниками своей мастерской В. исполнил свыше 300 статуй и рельефов). Этот цикл, выполненный с огромным размахом, лишён, однако, классицистической простоты и ясности, органической слитности с архитектурой, характерных для работ В. московского периода.

В. выполнил также декоративную скульптуру для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца в Москве (цинк, 1848-49). В портретных бюстах В. стремление к точной фиксации облика современника обычно сочетается с отвлеченно-идеальной схемой классицизирующего портрета (портреты К. П. Брюллова, гипс, 1836, Научно-исследовательский музей АХ СССР, Ленинград, и А. С. Пушкина, мрамор, 1837, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). Для творчества В. 1840-х гг. характерны ещё большая конкретность облика человека и тяготение к романтической взволнованности образов. См. илл.

- фонтаны: на театральной пл. и на лубянской пл.

- венера 51-52

- пушкин 37 г.

Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Петр Карлович [24.5(5.6).1805, Петербург,-8(20).11.1867, мыза Халала, Финляндия, похоронен в Петербурге], русский скульптор и литейный мастер. Получил военное образование. С 1829 посещал классы петербургской Академии Художеств, где с 1838 был профессором и заведовал литейной мастерской. Любил лошадей.

В своей анималистической монументальной скульптуре и мелкой пластике К. не порывает до конца с классицистическими традициями, но стремится к непосредственной фиксации жизненных наблюдений. Предтеча реализма.

- модели коней на навских ворота – первая ответственная работа. 1833. Как и вся группа, кони были выбиты по моделям из листовой меди. Они отличаются большой живостью, легкостью движений и показывают превосходное знание скульптором анатомии лошади.

- 4 группы укротителей коней на Аничковом мосту (бронза, 1830-е гг., установлены в 1849-50), сам отливал.

- памятник И. А. Крылову в Летнем саду (бронза, гранит, 1848-55). Свобода мысли.

- Николаю I (бронза, 1856-59, совместно со скульпторами Н. А. Рамазановым и Р. К. Залеманом)

- "Лошадь на водопое" (бронза, Русский музей, Ленинград);

- сер 50-х гг. лошадь с жеребенком. Работал с натуры.

Микешин Михаил Осипович [9(21).2.1835, дер. Платоново Смоленской губернии, - 19(31).1.1896, Петербург], русский рисовальщик, автор проектов памятников. Учился в петербургской АХ (1852-58).

По проектам М. (в виде более или менее подробных графических эскизов) группой скульпторов осуществлены памятники:

- "Тысячелетие России" в Новгороде (открыт в 1862), 15,5 гранитный постамент. 129 бронзовых фигур. Форма колокола. Ярусами 6 эпох русского государства.

- Екатерине II в Ленинграде (открыт в 1873),

- Богдану Хмельницкому в Киеве (см. илл.) - все бронза, гранит.

Стилистически работы М. близки русской академической скульптуре 2-й половины 19 в.; патриотический пафос нередко сочетается в них с идеями самодержавия и православия. Автор иллюстраций к произведениям Гоголя, Пушкина, Шевченко.

Иванов, Сергей Иванович - талантливый скульптор (1828 - 1903). Получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством Н.А. Разманова. В 1854 г., за статую "Мальчик в бане" (гипсовый экземпляр - в музее Александра III, мраморный - в Третьяковской галерее) - академик. Был преподавателем скульптуры в московском училище. Его произведения лишь изредка являлись на публичных выставках. Наиболее известные его статуи и группы: "Неаполитанский рыбачок с раковиной", "Ап. Андрей" (для московского исторического музея), "Материнская любовь", "Мальчик на лошади", "Поцелуй Иуды", "Тигр, впившийся в шею оленя" и "Львица с детенышами", эскиз статуи "Моисей, источающий воду из камня", проект памятника А.С. Пушкину, бюсты актеров Шумского, Живокини и Садовского и баснописца Крылова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: