Содержание
Содержание курса лекций
Г.
ТПУ
СОСТАВИТЕЛЬ: МИГУРЕНКО Р.А.
КУРС ЛЕКЦИЙ
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
I гл. Концептуальные основы теории и практики управления человеческими ресурсами (8 час.)
1. Актуализация проблемы управления человеческими ресурсами
2. УЧР как учебная дисциплина. Соотношение понятий «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами», «человеческий ресурс» и "человеческий капитал»
3. Цели и задачи УЧР
4. Виды деятельности и роли по УЧР
5. Функции УЧР
6. Профессиональная этика в сфере УЧР
7. Тенденции в УЧР
8. Политические и организационные аспекты управления человеческими ресурсами. Принципы УЧР
9. Система УЧР
II гл. Области применения методов управления человеческими ресурсами (6 час.)
1. Области применения методов управления человеческими ресурсами: * карьера, обязательства, коммуникации, * дисциплина и увольнение, материальные стимулы, проектирование труда, оценка сложности и результатов труда, система оплаты труда, * обучение, перемещения, развитие менеджмента, набор и отбор персонала.
|
|
III р. Проблема роли культуры в УЧР (8 час.)
1. Понятие организационной культуры
2. Организационные и национальные культуры
3. Различия национальных культур
4. Национальная культура и функционирование организаций
5. Аспекты организационной культуры
6. Управление организационными культурами
7. Управление культурными различиями в многонациональной организации
8. Культурные модели в международном менеджменте
9. Классификация обществ по отношению к основным проблемным зонам: отношение к природе, временнáя ориентация, основа природы человека, направление деятельности, человеческие отношения
10. Программы-тренинги, повышающие профессионализм менеджеров в области межнациональной организационной культуры
IV р. Международный опыт УЧР (8 час.)
1. Основные тенденции УЧР в международных / транснациональных компаниях
2. Американский подход к управлению человеческими ресурсами
3. Европейская модель управления человеческими ресурсами
4. Японская модель управления человеческими ресурсами
5. Проблема УЧР в развивающихся странах
V. Проблема развития человеческих ресурсов (6 ч.)
- Сфера действия РЧР. Задачи и основные направления РЧР. Ведущие идеи РЧР. Базовые принципы РЧР. Основные подходы к РЧР.
- Методология РЧР. Диагностика и оценка РЧР. Методы оценки РЧР.
- Проблема развития управленческих кадров.
- Распределение ролей для развития ЧР
- Пути РЧР
- Перспективы РЧР
I р. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ (8 час.)
|
|
10. Актуализация проблемы управления человеческими ресурсами
11. УЧР как учебная дисциплина. Соотношение понятий «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами», «человеческий ресурс» и "человеческий капитал»
12. Цели и задачи УЧР
13. Виды деятельности и роли по УЧР
14. Функции УЧР
15. Профессиональная этика в сфере УЧР
16. Тенденции в УЧР
17. Политические и организационные аспекты управления человеческими ресурсами. Принципы УЧР
18. Система УЧР
В настоящее время признано, что решающим фактором выживания и успеха организации, является управление человеческими ресурсами (далее: УЧР)[1]. Этот вывод подтверждают результаты анализа деятельности специалистов, работающих в сфере человеческих ресурсов (далее: ЧР): около 70 %менеджеров считают функцию УЧР важнейшей для успеха организации, более 90 % склонны считать, что УЧР станет определяющим в жизни организации.[2]
Действительно, оценка роли человека в деятельности организации, в производстве качественно изменилась. Сегодня УЧР – важный фактор обеспечения конкурентоспособности компаний. Инвестированию в развитие ЧР придаётся даже большее значение, чем инвестирование в развитие самого производства. Ценность человеческого потенциала как стратегического фактора успеха компаний возросла в условиях:
· глобализации и интернационализации экономики,
· ускорения технического прогресса,
· развития информационных технологий,
· усиления конкуренции и др.
В таких условиях успех любой деловой организации во всё большей степени будет зависеть от её сотрудников. Технологические возможности во многих сферах деятельности исчерпали себя, в то время как человеческий фактор не до конца изучен. Сегодня недостаточно разбираться в технических, экономических и финансовых аспектах деятельности организации, необходимо понять и научиться управлять механизмом, определяющим поведение сотрудников.
К возрастанию роли человеческого фактора привели, в первую очередь, структурные изменения в экономике:
· изменения в сфере производства требуют не только наличия современных эффективных производственных мощностей, но и изменения квалификации работников, что непосредственно побуждает его совершению определённых действий;
· изменения в структуре мирового товарооборота, рост доли услуг обусловливает такие процессы в сфере занятости, как рост занятости в сфере малого бизнеса, увеличение числа занятых неполный рабочий день / неполную рабочую неделю. Изменение уровня заработной платы, условий труда, психологической нагрузки – всё это будет определять изменения в программах государственной поддержки населения;
· изменение роли общественных организаций (возрастание или уменьшение) в деятельности организаций способствует или противодействует её развитию;
· в условиях глобализации меняется характер конкуренции, меняется само обустройство мира. В транснациональных корпорациях возникают проблемы, связанные с культурными различиями. Чтобы их преодолеть, необходимо учитывать культурные особенности того или иного народа в философии управления, организационной структуре и культуре, в других областях организационного поведения.
Вторая группа факторов, повлиявших на изменение роли сотрудников в современной организации, связана с изменениями характера рабочей силы. Имеются в виду изменения:
· структуры трудовых ресурсов (замедление темпов роста трудовых ресурсов, сокращение числа трудоспособных людей в возрасте до 35 лет и увеличение доли тех, кому за 35;
· половой структуры трудовых ресурсов (активное освоение женщинами «мужских» профессий;
|
|
· трудовых ценностей: работа рассматривается не как цель, а как средство существования. Образ и стиль жизни как ценность – на первом месте, работа – на втором.
Третья группа факторов, обусловливающих изменение роли человека в производстве, связана с изменениями в организационной структуре управления:
· информационные технологии делают управленческий труд более эффективным;
· постепенно исчезает непрофессиональный труд. Сегодня любая деятельность требует, во-первых, специальной подготовки, а во-вторых, – способности и готовности к обновлению быстро устаревающих знаний. Всё это повышает престиж образования и требования к сотрудникам;
· делегирование части полномочий вышестоящей структуры нижестоящей делает необходимым условие достаточной информированности о делах компании и уверенности в собственных силах;
· особенность современного менеджмента – создание более гибких систем управления. Следствием этого процесса являются: сокращение числа управленцев, изменения их должностных обязанностей, изменения в системе мотивации и поощрения сотрудников.