Основы формирования системы управления человеческими ресурсами

Программная аннотация

Характеристика системы управления человеческими ресурсами. Бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом. Размещение кадровых подразделений в организационных структурах. Организационная структура службы управления человеческими ресурсами. Цели и функции основных подразделений службы управления человеческими ресурсами.

Принципы и методы построения системы управления человеческими ресурсами.

Управление персоналом одновременно выступает как система организаций как процесс и как структура. Как система это взаимосвязанные организационно-экономические и социальные меры по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования кадрового потенциала организации.

Система управления персоналом имеет центральное ядро – функциональную подсистему, базирующуюся на обеспечивающих подсистемах, представленных на рис.1.7..


Рис.1.7. Система управления персоналом

Функциональная подсистема системы управления персоналом предназначена для эффективного управления персоналом с учетом создания благоприятных социально- психологических и эргономических условий труда.

Информационная подсистема предназначена для сбора и анализа информации, необходимой для принятия кадровых управленческих решений. Информационная база содержит следующую информацию:

· анкетные данные работников персонала и кандидатов на вакантные места;

· выдержки из законов, подзаконных актов и т.п.;

· методические пособия для расчета показателей;

· сведения, касающиеся мотивации сотрудников;

· сведения о прохождении работниками стажировок, повышения квалификации и т.п.

Финансовая подсистема предназначена для изыскания средств на решение задач кадрового менеджмента.

Социально-психологическая подсистема предназначена для обеспечения социально-психологической поддержки функций управления.

Правовая подсистема предназначена для обеспечения соответствия действий кадровых менеджментов в соответствии с условиями законодательно-правовой базы.

В зависимости от направления работы с персоналом ряд авторов выделяют следующие функции и подсистемы управления персоналом:

1. Подсистема условий труда (охрана труда и техники безопасности, охрана окружающей среды, соблюдение требований психофизиологии труда, эргономики труда и технической эстетики).

2. Подсистема трудовых отношений отвечает за анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, управление конфликтами и стрессами, социально-психологическая диагностика и др.

3. Подсистема оформления и учета кадров отвечает за прием, увольнение, перемещение, профориентацию, обеспечение занятости.

4. Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга выполняет: разработку стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, планирование кадров, анализ рынка труда и прогнозирование потребности в персонале, оценку кандидатов на вакантную должность и текущую периодическую оценку.

5. Подсистема развития кадров обеспечивает техническое и экономическое обучение, переподготовку и повышение квалификации, работу с кадровым резервом, планирование и контроль деловой карьеры, адаптацию персонала.

6. Подсистема мотивации и стимулирования персонала выполняет нормирование и тарификацию трудового процесса, разработку системы оплаты труда, использование средств морального поощрения, разработку форм участия в прибыли, управление трудовой мотивацией.

7. Подсистема юридических услуг обеспечивает решение правовых вопросов трудовых отношений и др.

8. Подсистема развития социальной инфраструктуры выполняет организацию общественного питания, развитие физкультуры, управление жилищно-бытовым обслуживанием, охрану здоровья, обеспечение отдыха и т.д.

9. Подсистема разработки организационных структур управления выполняет анализ сложившейся организационной структуры, проектирование организационной структуры, разработку штатного расписания.

10. Подсистема информационного обеспечения ведет учет статистики персонала, осуществляет информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом, обеспечивает персонал научно-технической информацией, организовывает патентно-лицензионную деятельность и др.

Систему управления человеческими ресурсами можно рассматривать как включающую ряд подсистем, так и бизнес-процессы управления (см. рис 1.8). Основными бизнес-процессами можно считать процессы формирования, распределения и использования человеческих ресурсов. При этом основные бизнес-процессы включают подпроцессы. Так процесс формирования человеческих ресурсов включает процесс воспроизводства, подготовки, возмещения рабочей силы. На предприятиях это процессы планирования, найма, адаптации и обучения, высвобождения персонала. Процесс использования человеческих ресурсов может включать: мотивацию и стимулирование работников, развитие персонала, анализ, аудит и контроллинг, обеспечение социальными условиями и др. Линейные менеджеры осуществляют руководство бизнес-процессами, а специалисты по управлению персоналом выполняют отдельные специальные функции.

Рис.1.8. Система управления человеческими ресурсами

Организационная структура системы управления персоналом представляет собой совокупность устойчивых взаимосвязей подразделений и должностных лиц, обеспечивающих выполнение задач по укомплектованию кадрами организации. Совокупность подразделений и должностных лиц – носителей функций по управлению человеческими ресурсами – представляет собой службу управления персоналом (человеческими ресурсами).

Работой с персоналом занимаются органы управления предприятием на всех уровнях и кадровые службы.

Линейные менеджеры по управлению персоналом выполняют общие функции управления:

· планирование,

· координации,

· стимулирование

· контроль.

Специфические функции по управлению персоналом закреплены за кадровыми службами.

Выделяют ряд типовых вариантов размещения кадровых подразделений в организационных структурах:

1) Подчинение кадровых служб руководителю по администрированию;

2) Структурное подчинение кадровой службы всем функциональным руководителям организации;

3) Структурная подчиненность кадровой службы высшему руководству;

4) Включение службы по управлению персоналом в руководство организации.

В различных странах существует определенное соотношение между численностью работников и менеджеров по персоналу.

Структура профессионального состава кадровой службы может быть представлена следующими специалистами:

· менеджер по персоналу – специалист, владеющий различными аспектами социально- психологического воздействия на людей;

· менеджер по персоналу с юридическим образованием;

· специалисты психологи;

· специалисты по тестам;

· менеджеры, отвечающие за подготовку и обучение кадров;

· архивариусы, ведущие делопроизводство;

· специалисты по внешним связям;

· специалисты по планированию потребности в кадрах;

· менеджеры, занимающиеся вопросами планирования и развития карьеры.

Вновь формируемым службам управления персоналом вменяются в обязанность реализация кадровой политики и координация деятельности по управлению человеческими ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением.

1.Замдиректора по маркетингу и развитию персонала:

*отдел персонала;

*отдел анализа персонала;

*отдел развития персонала

*отдел маркетинга персонала.

2. Замдиректора мотивации персонала:

*отдел организации производства и управления;

*отдел оценки персонала и оплаты труда;

*группа морального стимулирования;

*отдел социальной защиты.

3.Замдиректора по работе с трудовым коллективом:

*лаборатория социологических исследований;

*отдел по работе с профсоюзами и общественными организациями.

Значимость кадровых служб в современном производстве неуклонно повышается. Возглавляет функциональные службы вице-президент по управлению человеческими ресурсами. Ему непосредственно подчиняются:

1) функциональный вице-президент по текущему управлению человеческими ресурсами;

2) исполнительный директор по оперативным службам;

3) исполнительный директор по стратегическим службам;

4) функциональный вице-президент по международным человеческим ресурсам;

5) директор по планированию и системам человеческих ресурсов.

Степень централизации или децентрализации может измеряться с помощью следующих переменных: числа решений, принимаемых на каждом из уровней управления; важность решения для организации в целом; степень контроля за исполнением принятого решения. При проектировании организации на выбор между централизацией и децентрализацией влияют следующие факторы: Капиталоемкость принимаемых решений, единообразие политики, размеры предприятия, организационная культура, философия управления, стремление частей к самостоятельности, наличие соответствующих кадров, развитие техники контроля, степень разделения труда, тип предпринимательства, изменение внешней среды.

Принципы построения системы управления персоналом (человеческими ресурсами) (ППСУП) - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом организации при формировании системы управления персоналом. ППСУП представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов и закономерностей, присущих черт, начал их действия. Принципы объективны так же, как объективны экономические законы и закономерности.

ППСУП следует отличать от методов построения системы управления персоналом. Первые постоянны и носят обязательный характер, а совокупность методов может меняться в зависимости от изменения условий при сохранении принципов. Принцип позволяет формировать систему методов и каждый метод в отдельности. Но метод не имеет такого воздействия на принцип, так как последний объективен.

Классификация методов анализа и построения системы управления персоналом сведены в таблицу.

Различают две группы ППСУП: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом организации, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом. Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации.

Таблица1.5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: