Культурные модели в международном менеджменте

Для начала познакомимся с группами стран, разделёнными по признаку сходства ценностей (данная классификация выпонена Роненом и Шенкаром:[20]

Группа 1 – англоязычные страны:

Австралия, Канада, Новая Зеландия, Великобритания, США

Группа 2 – германские (немецкоговорящие) страны;

Австрия, Германия, Швейцария

Группа 3 – латиноевропейские страны:

Бельгия, Франция, Италия, Португалия, Испания

Группа 4 – скандинавские страны:

Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция

Группа 5 – латиноамериканские страны:

Аргентина, Чили, Колумбия, Мексика, Перу, Венесуэла

Группа 6 – ближневосточные страны:

Греция, Иран, Турция

Группа 7 – дальневосточные страны:

Гонконг, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южный Вьетнам, Тайвань

Группа 8 – арабские страны:

Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты

Группа 9 – страны, не имеющие сходства с другими:

Япония, Индия, Израиль

Примечание: 1) классификация создана на основе эмпирических исследований, которое не охватывало Африку, большую часть Азии и Восточную Европу. Именно это объясняет отсутствие в данном перечне России, Китая и др. стран; 2) группы расположены по принципу их приблизительного сходства.

Группировка стран по принципу общности культуры может быть полезна менеджеру международной компании. Приведём примеры, дающие представление о том, каким образом эту информацию можно учитывать в процессе принятия управленческих решений:

1. Предполагается, что основные культурные ценности всех входящих в группу стран схожи, и люди, проживающие в этих странах, ведут себя относительно одинаково. менеджер, имеющий опыт работы в какой-либо стране, может относительно легко переехать в другую страну в пределах той же группы, например, из Норвегии в Финляндию. предполагается, что опыт, полученный в Норвегии, окажется полезным при адаптации в Финляндии.

2. Менеджер может переезжать из одной страны в другую в пределах одной группы, испытывая при этом минимальный культурный шок и относительно невысокую потребность в адаптации. При переезде в страну другой группы менеджеру необходима осведомлённость о последствиях, которые могут быть вызваны культурными различиями. Он должен быть готов к «культурному шоку» и адаптации к условиям новой культуры.

3. Страны, относящиеся к различным группам, скорее всего, имеют разные культурные ценности, и поведение людей тоже будет разным. Менеджер должен быть готов к столкновению с трудностями и необходимости адаптировать стиль своего управления к новым культурным особенностям, насколько это возможно.

4. при принятии решений относительно расположения дочерних компаний нужно использовать преимущества, которые даёт владение информацией о делении стран на группы. Фирма, желающая расширить сферу своей деятельности за пределами своей страны, может сначала получить опыт работы в странах с родственной культурой.

5. При принятии решений, связанных с обеспечением персоналом, также может извлечь пользу из информации о группах стран. Перевод персонала в страны с относительно близкими культурами минимизирует культурный шок, избавляет от необходимости в широкой программе обучения особенностям чужой культуры и в программе поддержки. И, напротив, переезд в страну, относящуюся к другой группе, может представлять собой значительную проблему.

6. Менеджер международного уровня может воспользоваться информацией о группах стран в случае организации совместных предприятий и стратегических альянсов. Многие союзы распадаются по причине того, что стороны, в них вошедшие, преследовали при его заключении различные цели, и цели эти в некоторой степени являются отражением национальной культуры. Например, японские менеджеры предпочитают более долгосрочное планирование, нежели американские.

7. Менеджер может обнаружить. Что в пределах своей страны правила ведения переговоров схожи, в то время как при их сравнении с правилами стран из другой группы моет быть обнаружено значительное отличие. Менеджер, которому известно об этом обстоятельстве, скорее всего, преуспеет в переговорах больше, потому что будет готов к этому и сможет извлечь выгоду из существующих сходств и различий.

8. Менеджеру необходимо задуматься о том, могут ли управленческие методы и подходы быть перенесены из одной страны в другую. Менеджер, который успешно руководил в одной стране, сможет эффективно работать и в других странах, принадлежащих к этой же группе.

9. Менеджеру международного уровня зачастую приходится принимать решения, касающиеся расширения деятельности за пределами страны. При наличии выбора страны расширения из каких-либо двух, одинаково привлекательных во всех остальных отношениях, сходство или различие их культур может оказаться решающим фактором. Экспанвия в другую страну в пределах той же группы, вероятнее всего, повлечёт за собой меньше неожиданностей, но, с ругой стороны, отличия, имеющие место в новой группе, могут предоставить возможности, которых нет в странах с похожими культурами.

10. Дочерние фирмы международных компаний часто классифицируются по признаку сходства деятельности, но нередко классификации проводятся по региональному признаку. Классификация по региональному признаку предпочтительнее. Поскольку страны, принадлежащие к одной группе, могут обладать такими общими характеристиками, как язык, религия и т. д. и иметь относительно схожие ценности. Существование общих черт наводит на мысль, что к странам одной группы применим один и тот же подход.

11. Большой проблемой для менеджера международной компании может стать организация маркетинга в другой стране. Основной задачей маркетологов является использование преимуществ, которые даёт следование стандартизированным подходам маркетинга, в сочетании с адаптацией их к особенностям культуры. Относительное сходство стран внутри одной группы подсказывает. Что для них может быть уместной большая степень стандартизации, в то время как существование разницы между группами выдвигает на первый план необходимость адаптации.

9. Классификация обществ по отношению к основным проблемным зонам: отношение к природе, временнáя ориентация, основа природы человека, направление деятельности, человеческие отношения

Решения, выработанные обществами для пяти проблемных зон: отношение к природе, временнáя ориентация, основа природы человека, направление деятельности, человеческие отношения (по Клукхону и Стродтбеку).[21]

Отношение к природе: подчинение, гармония, господство

Общества, относящие себя к подчинённым природе, считают. Что жизнь, в сущности, предопределена; человек не является хозяином своей судьбы и пытаться изменить неизбежное бесполезно.

Общества, считающие, что они живут в гармонии с природой, придерживаются взгляда, что люди должны изменить своё поведение таким образом, чтобы приспособиться к природе.

Общества, признающие себя способными господствовать над природой, мыслят категориями превосходства человеческой расы и покорения сил природы.

Временнáя ориентация: на прошлое, на настоящее, на будущее

Общества, ориентированные на прошлое, ищут решения своих проблем в прошлом: как поступили бы предки?

Общества, ориентированные на настоящее, принимают во внимание немедленный результат их действий: что произойдёт, если сделать это?

Общества, ориентированные на будущее, смотрят на долгосрочные последствия имеющих место сегодня событий: что будет с грядущими поколениями, если мы сделаем это сегодня?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: