Социально-культурные потребности

Социально-культурные потребности есть потребности социальных субъектов в социально-культурной деятельности. Социальными объектами являются: во-первых, массовые совокупности, рассмотренные в разделе 3.5; во-вторых, профессиональные и непрофессиональные социальные группы, которые представлены в виде фасета ф 3 в классификации ИКП (рис. 7.3).

Конечно, содержание социально-культурных и индивидуально-культурных потребностей совершенно различно. Социально-культурные потребности ни в коей мере не являются суммой индивидуально-культурных потребностей. Тем не менее между ними имеется следующее формальное сходство, можно сказать, изоморфизм.

1. И те, и другие можно моделировать в виде функциональных потребностных систем, где представлены интересы и отвращения, цели, осознанные или бессознательные мотивы. Было бы, разумеется, непростительным «психологизмом» распространять механизм действия потребностно-функциональной системы, показанный на рис. 7.2, на социальные потребностные системы, но действуют они сходным образом, в противном случае нельзя объяснить аналогичность «органов потребности» в обеих системах.

2. Социальные потребности, как и потребности личности, подразделяются на абсолютные, вторичные и спонтанные.

3. Как на личностном, так и на социальном уровне действуют шесть духовных потребностей: потребности в индивидуализации, в социализации, познавательная, этическая, эстетическая, коммуникационная. Однако предметы этих потребностей далеко не совпадают.

В разделе 7.2 на социальном уровне были выделены три типа потребностей: материальные, социально-политические, духовные. Социально-культурных потребностей мы тогда не касались. Теперь возникает задача выделить эти потребности в системе потребностей общества и раскрыть взаимосвязи между ними. Начнем с общего обзора социальных потребностей.

Материальные абсолютные социальные потребности (МАС-потребности) выглядят следующим образом.

МАС.1 — экономическая потребность: потребность в общественно организованном материальном производстве, то есть создании и Распределении материальных продуктов и услуг.

MAC.2 — потребность биологического воспроизводства населения.

МАС.З — потребность в защите от стихийных бедствий и агрес-сии врагов.

Абсолютные социально-политические потребности {СПА-потреб-ности) состоят в организации общественного бытия, поддержании порядка, сохранении стабильности общества.

Социальные абсолютные потребности обусловливают формирование социальных институтов, берущих на себя функции удовлетворения соответствующих потребностей. Если на уровне личности действует схема «потребность — деятельность», то на уровне социума обнаруживается цепочка «потребность — социальный институт — социальные функции». Удовлетворение материальных потребностей распределено между социальными институтами современного индустриального общества таким образом:

МАС.1 удовлетворяют институты материального производства и распределения;

MAC.2 традиционно удовлетворяются институтом семьи и институтом здравоохранения;

МАС.З обеспечивают вооруженные силы и гражданская оборона.

СПА обеспечивается посредством государственной власти.

На разных стадиях социального прогресса перечисленные институты видоизменялись, например, место натурального хозяйства заняли рынок и промышленное производство, а моторизованные армии заменили собой феодальные дружины. Но состав исходных социальных А-потребностей сохранялся неизменным во всех формациях и цивилизациях, поскольку абсолютные, первоначальные потребности являются общими для всякого человеческого социума — от первобытного племени до западноевропейской цивилизации.

Если состав А-потребностей стабилен, то практически бесконечен и необозрим круг производственных В-потребностей, возникающих в материальном производстве и социально-политической деятельности, удовлетворяющих социальные А-потребности. Например, индустриальная цивилизация обусловила появление потребности в общественном транспорте и связи, энергетике, коммунальном хозяйстве и многих других отраслях промышленности (так называемая промышленная инфраструктура).

Индустриализация невозможна без научно-технической базы, отсюда — В-потребность в фундаментальной и прикладной науке, системе подготовки инженерно-технических кадров, наконец, в системе научно-технической информации, обеспечивающей специаль-ные коммуникации в цикле «наука — техника —производство Нельзя не заметить, что MAC- и СПА-потребности инициируюи как материальные, так и духовные В-потребности. Для удовлетворения вторичных духовных потребностей предназначаются так социально-культурные институты, как (см. раздел 4.1):

— духовно-производственные формальные институты типа Л.1 Социально-политические институты (идеология, политика, право, государственное управление) и типа А.2 Научно-технические институты;

— АБ.З — службы специальных коммуникаций (научно-техническая информация, реклама, биржи труда и прочие);

— АБВ — средняя специальная и высшая школа, а также система непрерывного образования;

— техническое творчество и технические виды спорта (тип АВ.22);

специальные научные библиотеки, научно-технические архивы, научно-вспомогательная библиография, научные и технические издательства и пр. (класс Б Коммуникационные формальные институты);

— Б.2 Недокументальные коммуникационные каналы (конференции, электронная почта, сети персональных компьютеров и т. п.).

Духовные абсолютные социальные потребности (ДАС-потребно-сти) имеют следующий вид.

ДАС.1 — потребность в самоутверждении и самосознании социальной общности, она психологически базируется на МЫ-чув-сгве, которое может служить источником патриотизма, национализма, корпоративности, профессиональной гордости и пр. Эта потребность аналогична потребности личности в индивидуальной самореализации.

ДАС.2 — потребность в социализации подрастающего поколения, включении его в жизнь социума. Очевидно, что эта потребность корреспондирует с потребностью в социализации личности.

ДАС.З — познавательная потребность, состоящая в производстве, хранении и использовании общественного знания и опыта;

ДАС.4 — этическая потребность: потребность в справедливом общественно-политическом устройстве;

ДАС.5 — эстетическая потребность: потребность в гармонизации быта и общественной жизни в соответствии с национальными эстетическими вкусами и идеалами;

ДАС.6 — коммуникационная потребность, выражающаяся, во-первых, в лингвосемиотической потребности (потребность в национальном языке); во-вторых, в социально-мнемической потребности (потребности в социальной памяти).

Удовлетворение ДАС-потребностей происходит двояко: во-пер-вых, благодаря деятельности формальных социально-культурных Институтов, во-вторых, внеинституционально, в ходе повседневной культурной деятельности людей. Внеинституционально формируется

социально-психологическое МЫ-чувство, а также национальный (этнический) язык. Достаточно очевидна в удовлетворении духовных потребностей социума роль таких творческих социально-культур. ных институтов, как церковь и журналистика (тип АБ), институт народного образования (тип АБВ), гуманитарные духовно-производственные институты словесности и искусства — прежде всего (тип АВ.1) семьи, клубных учреждений, массовых праздников (тип БВ), нравственности, народного искусства, фольклора (тип В).

Критическое значение для нормального функционирования институтов духовного творчества имеют коммуникационные социальные институты (тип Б). Дело в том, что первые, объединяющие гуманитарную интеллигенцию нации, выступают в качестве социальных коммуникантов, апеллирующих к современному обществу и к потомкам. Если их творческая продукция не вводится своевременно в коммуникационные каналы, они отрицают сами себя. Отсюда — острые потребности в коммуникационных гуманитарных учреждениях, с трудом удовлетворяемые архивами, библиотеками, музеями, библиографическими службами.

Создается впечатление, что коммуникационные институты удовлетворяют В-потребности творческих институтов, обслуживая их коммуникационные потребности. Можно подумать, что творческие институты — заказчик, а коммуникационные институты — исполнитель. На самом деле они представляют собой единство в рамках интегральной социально-культурной деятельности. В соответствии с формулой культурной деятельности, выведенной в разделе 1.2, всякая культурная деятельность складывается из двух частей: творчество + коммуникация, отсюда интеграционные взаимосвязи функционально-специализированных социально-культурных институтов.

Что же касается В-потребностей этих институтов, то они, конечно, существуют и представлены в виде материальных потребностей (спрос на финансирование, площади, материалы, транспорт и т. д.) и духовных потребностей (подготовка и повышение квалификаций кадров, реклама, завоевание известности, создание привлекательного имиджа и т. п.).

Спонтанные потребности, как известно, не являются причинно обоснованными, их нельзя «вычислить» и предсказать, подобно В-потребностям. Однако они присутствуют в социально-культурной деятельности и проявляются в спросе на форму предлагаемых культурных ценностей. Эта форма должна удовлетворять противоречивым требованиям: с одной стороны — привлекать новизной, с другой стороны — не оскорблять традиционные нормы; не быть старо-

модной и вместе с тем соблюдать общепринятые нормы этикета и ритуала, моральные, религиозные, политические запреты. Если творческим работникам и работникам культуры удается правильно понять суть С-потребностей и найти формы, удовлетворяющие их, новаторов ждет успех, в противном случае — неудача. Опыт показывает, что талантливые новаторы зачастую ориентируются на С-потребности, которых в современном им обществе нет. Если с течением времени такие потребности возникнут, творчество новаторов получит одобрение, а сами они обретут лавры и регалии (к сожалению, часто посмертно).

Рассмотрение культурных потребностей личности и социума приводит к следующим выводам относительно роли социально-культурных институтов в их удовлетворении.

1. Формальные СКИ имеют большое, но не исчерпывающее значение в удовлетворении абсолютных и вспомогательных духовных потребностей личности, социальных групп и общества в целом.

2. Неформальным СКИ принадлежит важное место в удовлетворении потребностей в индивидуализации и этических потребностей личности и социума. Некоторые важные социально-культурные потребности (лингвистическая потребность и потребность в психологической консолидации) удовлетворяются неинституционально.

3. Централизованное планирование и управление деятельностью социально-культурной системы невозможно осуществить без грубого насилия, потому что спонтанные культурные потребности не поддаются прогнозированию и не определяются априори.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: