Хаос первобытный

В.Топоров

Мифопоэтическая модель хаоса родилась в довольно позднюю эпоху. Наиболее архаичные культуры. Наиболее архаичные культуры (австралийских аборигенов, например) практически не знают понятия хаоса.

Идея хаоса наиболее полно разрабатывалась в древнегреческой традиции на стыке мифопоэтического и раннего научного периодов.

Некоторые характеристики хаоса регулярно повторятся в разных традициях. К таким повторяющимся характеристикам относятся:

  • связь хаоса с водной стихией;
  • бесконечность во времени и пространстве;
  • разъятость вплоть до пустоты или, наоборот, смешанность всех элементов, т.е. аморфность состояния материи, которое исключает не только предметность, но и существование стихий и основных параметров мира в раздельном мире;
  • неупорядоченность и, следовательно, максимум энтропических тенденций, т.е. абсолютная изъятость хаоса из сферы предсказуемого, сплошная случайность, исключающая категорию причинности, – предельная удалённость от сферы культурного, человеческого, от логоса, разума, слова и, следовательно – ужасность, мрачность;
  • роль лона, в котором зарождается мир, содержание в нём некой энергии, приводящей к порождению.

Самые ранние известные концепции хаоса – шумерская и древнеегипетская (3 тыс. до н.э.).

Древнеегипетская версия. Хаос воплощается в образе первородного океана Нуна. Он характеризуется небытием, отсутствием неба, земли, «тварного мира», но хаосу не присуща беспорядочность и ужасность. Среди божеств, которые творец создаёт из Нуна, встречаются такие пары, которые в других традициях характеризуют ещё сам хаос (супружеская пара тьмы, пара бесконечностей, пара невидимостей). Сотворение мира их хаоса обратимо: мир не только всё время противостоит силам окружающего его хаоса, но и может быть снова превращён в хаос.

Шумерская версия. Две стадии воплощения хаоса:

  1. заполненность всего пространства мировым океаном, в недрах которого находилась праматерь всего сущего Намму;
  2. неразрывная слитность божественной супружеской пары Анна и Ки, нарушенная их сыном Энлилем. Он оторвал родителей друг от друга. Лиль означает ветер, дуновение воздуха. Его воздушная субстанция и была, собственно, первым заполнением уже космического пространства и первым носителем движения.

Шумерские представления о хаосе более динамичны, чем в Древнем Египте, так как акцент сделан на ипостасном характере воплощений хаоса.

Библейский вариант. Сохранился в Книге Бытия и некоторых других частях Библии. Образ хаоса-бездны в Библии выступает уже в сильно демифологизированном виде. Мировая бездна описывается не как что-то вечное, абсолютное, исконно самостоятельное, а как созданное творцом. Бездна хаоса вторична во времени (она создана), ограничена в своих возможностях и актуальна («деятельный хаос»). Бог не только грозит потопом, но и освобождает бездну от преград. Потоп – не простое наводнение, а именно выпущенная на волю божьим попущением бездна-хаос. Но и в этом случае Бог сохраняет контроль над хаотическим потопом.

Особенность древнееврейской концепции образов хаоса состоит в том, что все, кто противится Богу и пытается нарушить мировой порядок, помещаются в морские воды, т. е. в остаток бездны на земле. Следовательно, библейская традиция исходит из отчётливо богоборческого хаоса.

Океан мировой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: