М. Б. Мейлах

ЗЕМЛЯ

Земля – одна из основных стихий мироздания. Значительная часть сюжетов с участием обожествлённой земли содержится в космогонических мифах. Это рассказы о первоначальной божественной паре – небе и земле. Их союз послужил началом жизни во вселенной, от него пошли все остальные боги (священный брак).

Земля персонифицируется в образе богини – супруги неба. Исключение – древнеегипетская мифология – землю олицетворяет бог Геб, а его супруга – небо Нут.

Иногда земля и небо сами являются порождением предшествующего поколения богов. Часто их существование предвечно – в виде яйца мирового. Его разбивание – это отделение неба от земли. Это и есть начало создания космоса. В некоторых мифологиях земля создаётся не вследствие разбивания яйца, а благодаря расчленению (принесения в жертву) докосмического существа, тело которого даёт начало всем стихиям.

Широко распространено также представление о возникновении земли из вод мирового океана. Оттуда её вылавливает водяная птица-ныряльщик. В греческой мифологии земля Гея возникает из хаоса и создаёт из себя небо Уран. От их брака происходят титаны.

Вещественными символами союза неба и земли в архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным; молния и удар метеорита. Место удара молнии обычно считалось священным. От молнии – т.е. от брака неба и земли – рождаются люди, которые отмечены особым и дарованиями. Таково славянское предание о рождении волхвов.

В некоторых культурах считается, что от соития неба и земли рождаются грибы, которые тем самым сакрализуются (т.е. считаются священными).

Земля – не только супруга неба, которая участвует в создании космоса, но и плодородная земля, почва, а также недра, соотносимые с преисподней.

Естественно, что олицетворение земли как стихии плодородия возникает только у земледельческих народов. У охотничьих племён можно встретить представления о земле как о неприкосновенном природном существе, которое запрещается ранить мотыгой или плугом (у северо-американских индейцев).

У земледельческих народов распространена эротическая символика земли: посев отождествляется с оплодотворением, плуг – с фаллосом. В качестве божества плодородия земля также иногда представляется женой неба, но может иметь мужем солнце или какое-то другое божество.

Иногда все функции совмещаются в образе одной богини, которая выступает в роли женского производящего начала вселенной – богини-матери (например, в славянской мифологии Мать сыра земля, культ которой позже слился с культом богородицы).

При делении космоса на небо, землю и преисподнюю, земля – это средняя зона. Она рассматривается как место обитания людей. Перемещение в другие зоны обязательно оказывается путешествием вверх или вниз (в некоторых сибирских традициях шаманы делились на чёрных, которые способны спускаться вниз, в преисподнюю к злым духам, и на белых, которые поднимались наверх, на небеса к добрым духам).

Для горизонтальной проекции космоса положение земли, окружённой мировым океаном, срединное. Земля воспринимается как центр космоса и поэтому максимально сакральна и чиста. Центр рассматривается как священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Отсюда – отождествление земли с Гестией, богиней священного очага, который расположен в середине мира.

В архаических культурах господствовала геоцентрическая концепция. Она лежит в основе представлений о том, что умерший должен быть похоронен в родной земле или при погребении должна быть использована хотя бы горсть её.

Земля, которая используется в ритуале погребения, есть священная земля. Она замкнута в определённых границах (христианские представления об освящённой и неосвящённой земле). Противоположным результатом этих же представлений был зороастрийский запрет хоронить покойников в землю, так как труп оскверняет её чистоту.

Во всех мифологиях существуют представления о связи земли с разнообразными хтоническими чудовищами, о близости земли к первозданному хаосу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: