С. А. Токарев

ВОЗДУХ

Воздух – одна из фундаментальных стихий мироздания. Эта стихия соотносится с мужским, лёгким, духовным началом и противоположна земле и воде, относящимся к началу женскому, тяжёлому, материальному.

Воздух становится доступным органам чувств благодаря своему движению. Поэтому воздух описывается в виде дыхания, дуновения, ветра. Эти образы обладают множеством символических значений.

Дуновение, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией (лат. spiritus – дух, дыхание; отсюда – связь с воздухом, представление о душе как дыхании). Этот мотив представлен во многих космогонических мифах:

  • мифы о духе божьем, носящимся над водами;
  • мифы о мировом яйце, которое снесено крылатым, т.е. воздушным божеством;
  • выдох Брахмы в древнеегипетской мифологии означает творение мира, а его вдох – его уничтожение;
  • в китайской мифологии этот же образ животворящего дыхания представлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян;
  • в индуистской мифологии в воздухе обитают рудры, которые мечут стрелы-ветры, являющиеся координатами сотворённого физического пространства;
  • для античной мифологии характерны представления о четырёх ветрах как координатах пространства. В Древней Греции особенной, у римлян – Аквилон) и Зефир (бог западного ветра);
  • в древнеиндийской мифологии бог ветра Ваю – жизненное дыхание, он возник из дыхания Пуруши;
  • в иудаистической мифологии дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира. Творя человека, бог вдохнул ему душу. Дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства – от сверхъестественной физической силы до ясновидения, способности пророчествования и т.п. В Новом завете воскресший Иисус, явившись ученикам, дунул и говорил им: «примите духа святого»;
  • в кельтской мифологии дуновение наделяется магической функцией: дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т.п.

Ветер как взвихрение воздухабольшой мощи ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами, сферой деятельности титанов и киклопов. Это отразилось в греческих представлениях об Эоловой пещере как о подземном жилище ветров. Аналогичная пещера ветров есть в мифологии индейцев Северной Америки.

Однако как дуновение-дыхание ветер связан и с представлениями противоположного характера: сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения (бог отвечает Иову из бури; в грозе и буре получает откровение Иоанн Богослов). Традиция эта продолжена и в Новом завете, где языки огня-духа приносит апостолам «несущийся сильный ветер».

Символом дуновения, ветра как духовной стихии вообще смешивается в подобной же символикой огня и света (в индуистской традиции ветер, рождённый духом, в свою очередь порождает свет: «из Атмана возникло пространство, из пространства – ветер, из ветра – огонь»). Воздух является светоносным океаном (китайская традиция ци).

По воздуху как лёгкой, духовной субстанции пролетают крылатые божественные вестники – ангелы. Воздух служит местом пребывания и демонизированных крылатых существ (Люцифер – «князь воздушный»). Воздух – обиталище и душ умерших.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: