Космос (греч.) – порядок, упорядоченность, строение, устройство, государственный строй, правовое устройство, надлежащая мера, мировой порядок, мироздание, мир, наряд, украшение, краса.
КОСМОС
В мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции космос – это мироздание, которое понимается как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определённым законом (принципом) вселенная.
Во многих традициях космос – это:
- сам закон, управляющий космосом;
- универсальная форма организации разных уровней космоса;
- определённое состояние, которое организует космос.
В разных языках слова, обозначающие космос, вскрывают различные смыслы этого понятия:
- в древнегреческой традиции актуализируется идея украшенности, эстетически отмеченного порядка;
- в древнееврейской традиции космос понимается как временн о й поток,«мировое время», которое уносит события в вечность, историю; на древнееврейском космос – «сокрытое», «завешенное», отсюда – понимание космоса как древности и будущности;
- в немецкой (welt) или английской (world) традициях космос соотносится с человеческим возрастом, поколением;
- вероятно, сходную ситуацию описывало и славянское vĕkъ (русское – век); славянское mirъ сохраняет представление о космической целостности, которая противостоит хаотической дезинтеграции; о единице социальной организации (мир-община как проекция мира-космоса), которая возникает изнутри в силу договора (мира) и противопоставлена внешним и недобровольным объединениям.
Во всех мифологических системах космосу присущи определённые черты:
|
|
- Космос всегда вторичен. Он противостоит хаосу. Космос вторичен и во времени, и по составу элементов, из которых он складывается. Космос возникает во времени и во многих случаях – их хаоса или из элементов, промежуточных между хаосом и космосом. Часто космос возникает путём восполнения, прояснения свойств хаоса: тьма преобразуется в свет, пустота – в заполненность, аморфность – в порядок, непрерывность – в дискретность, безвидность – в «видность» и т.п. Космос характеризуется временностью не только в своём начале (поскольку он возник), но нередко и в конце, когда он должен погибнуть в результате некоего катаклизма (вселенского потопа или пожара). Космос может погибнуть и в результате постепенного снашивания, срабатывания космического начала в хаосе. Иногда эта катастрофа космоса мыслится как окончательная; в других случаях считается, что за ней должно последовать становление нового космоса (например, в Эдде «Прорицание вёльвы»).
- Взаимоотношения космоса и хаоса осуществляются не только во времени, но и в пространстве. В этом случае космос часто представляется как нечто включённое внутрь хаоса, который окружает космос извне. Расширяющийся и самоустраняющийся космос оттесняет хаос на периферию, изгоняет из этого мира, но не преодолевает его. В этом случае схема космоса, объятого хаосом, первозданным океаном, мировой бездной – сферическая. Эта сферическая схема может заменять вертикальным или горизонтальным вариантом, при котором хаос помещается нижекосмоса или на крайней его периферии (на севере или западе, за пределами космоса).
Космос характеризуется рядом признаков:
|
|
- целостность;
- наличие широкого внешнего пространства;
- членимость пространства и времени; она является основой также для выделения вещей, обособления их и установления отношений между ними;
- упорядоченность и организованность космоса;
- наличие общего закона (принципа), управляющего космосом;
- происхождение космоса в результате ряда элементарных космогонических актов;
- антропоцентрическое понимание космоса как вместилища жизни, человека;
- различимость, воспринимаемость элементов космоса;
- эстетическая отмеченность космоса, его украшенность, видность, красота (Пифагор слышал гармонию вселенной, воспринимая всеобщую гармонию сфер, для него космос – «прекраснейшая из возникших вещей», «изваяние вечных истин»; для Гераклита космос един, гармоничен, прекрасен, из разнообразия создаётся «прекраснейшая гармония»).
Вертикальная структура космоса трехчлена:
1. верхний мир (небо);
2. средний мир (земля);
3. нижний мир (подземное царство, преисподняя). Иногда нижний мир трактуется как хаос; тогда он исключается из этой трёхчленной структуры.
Горизонтальная структура космоса состоит из чётного числа элементов, в ней выделяются 2, 4, 8, 16 и т.д. направлений.
Горизонтальная и вертикальная структура космоса обыгрываются в ритуалах. С каждой из них связаны особые мифологические персонажи или целые их классы.
Космос подчинён общему закону меры, справедливости. Общий закон выравнивает нарушения космической структуры. Обычно этот закон меры одинаково определяет и сам космос, и его крайнее звено – человека. Таким образом, закон меры выступает как принцип, который лежит в основе 1) мифологической «физики космоса», 2) человеческой нравственности.
Космический закон связывает космос (макрокосм) и человека (микрокосм). Этот параллелизм продолжается и в более развитых вариантах философской космологии. Платон (в «Тимее») выдвигает именно космос в качестве образца человека, который строится по той же модели.
Та же мера кладётся и в основу идеального общественного устройства – государства. Государство, по Платону, отражает и продолжает идеальный космос.
Аналогия космоса и человека облегчается тем, что, по Платону, космос представляет собой живое существо, разумное, это вместилище космической души, космического ума, космического тела. Космос создан демиургом в соответствии с вечным образцом и в подражание божественному мировому уму.
И бог, и человек могут выступать (в определённом смысле) как образы космоса, так же – наоборот: космос может пониматься как модель бога или человека.
Понятие космоса и его описания были полно и органично усвоены ранней натурфилософии. С мифологическими представлениями о космосе связаны и космология как одна из ветвей метафизики, и весь цикл современных космогонических дисциплин.