ЭСО-МСО-ЧСО
Смысл измерений в различных науках интерпретируется по-разному. В широком смысле измерение рассматривается как инструмент процесса познания. Существуют две формы познания: чувственное познание, при котором человек получает чувственные впечатления, они могут быть выражены в форме определенных суждений; логическое познание, включающее анализ, синтез, истолкование, умозаключение, т.е. процессы, происходящие на абстрактном уровне. Только на логическом уровне формулируются вопросы, гипотезы, обнаруживаются отношения, взаимосвязи между объектами и характеристиками.
В соответствии с формами познания, измерения также могут быть физическими, психофическими (сенсорными), в основе которых лежат ощущения, возникающие в различных анализаторах человека, и интеллектуальными (логическими,), основанными на предшествующем опыте, мнениях, суждениях человека, проводящего оценку или измерение. Основа чувственного и логического измерения – наблюдения и эксперименты, причем, результат измерения должен удовлетворять требованиям объективной истины. Примером психофизических измерений в кинематографии являются субъективная оценка качества изображения и звука. Пример интеллектуальных (логических) измерений – оценка качества определенных изделий киновидеотехники по дифференциальным характеристикам, интегральная оценка изделий, интегральная оценка услуг по киновидеообслуживанию зрителей, являющаяся основой их сертификации, и т.д.
Объектом измерения является какая- либо характеристика определенного объекта или явления, эта характеристика может находиться в различных состояниях.
Количество сост.хар-ки влияет на выбор метода и средства изм.
4.1.1.Количество заметных градаций яркости
1) Количество заметных градаций яркости зрительного анализатора реагирует не на абсолютное изменение яркости, а на её относительное значение. Минимальное относительное изменение яркости ∆L / L — разностный порог различения. В определённых случаях, он постоянен. Минимальное заметное приращение ощущения
∆ε = k · ∆L / L;
k — коэффициент пропорциональности для абсолютно мелких приращений
dε = k · dL / L.
Интегрируя, получаем:
ε = k · ln L + D.**
При ε = 0 D = -k · ln Ln!!!!!
- пороговое. Тогда **
ε = k · ln (L / Ln) |
Ощущение, приведённое к пороговому значению яркости. Закон Вебера-Фехнера справедлив в области яркостей 0,1 < L < 1000.кд/м кв
А разностный порог различия зависит от уровня яркости.
2) Определим число различимых градаций яркости для области а на примере ступенчатого клина яркостей с пороговым значением различения по яркости на каждой ступени. Первая ступень различима, если:
L1 = Lф + Lф ∆н = Lф (1+ ∆н);
L2 = L1 + L1 ∆н = L1 (1+ ∆н) = Lф (1+ ∆н)2;
L3 = Lф (1 + ∆н)3;
…
Ln = Lф (1 + ∆н)N;
Если известен относительный разностный порог, то
ln (LN / Lф) = N ln (1+ ∆н);
∆н = ∆L / L;
LN / Lф = k — контраст изображения ступенчатого клина
N = ln k / ln (1 + ∆n) |
к > 100 — это контраст ч/б изображения на экране ТК в затемнённом помещении.
Разрешающая способность ЗА
Определяется минимальным углом разрешения (т. е. влиянием хроматической аберрации в хрусталике, также как в оптических приборах).
Какова необходимая степень дискретизации изображения? (число элементов в поле изображения) — определяют пороговые характеристики зрения.
Как ЗА реагирует на снижение чёткости по сравнению с предельной? (Рыфтин, 1933)
Экспертам предлагалось выбрать отличное по восприятию качества изображение из серии изображений, полученных с различной степенью дискретизации. Приращение чёткости ∆G = ρ ∆n / n, где ρ — коэффициент пропорциональности, а ∆n / n — относительное приращение числа элементов.
dG = ρ dn / n, интегрируя получим:
G = ρ ∫ dn / n = ρ ln (n) + С.
При G = ln (n) и ρ = 1 → С = 0.
При G = 1 / ln (n) и n = nmax, ρ = ln (nmax). Тогда
G = ln n / ln (nmax) |
nmax = 8·105 (при числе строк 800 и формате кадра 4/3).
Уменьшение числа элементов в два раза приводит к снижению G до ≈0.95 (на 5%). При малом числеэлементов — к существенному изменению кажущейся чёткости.
Число состояний характеристики, т.е. заметных градаций ее измерения, определяется физической природой характеристики, диапазоном ее изменения; множеством объектов, имеющих эту характеристику; возможностями субъекта измерения (в первую очередь, его дифференциальной чувствительностью).
Отображение характеристик объекта в область символов, выражающих значения состояний характеристик – это переход из реальной области в область абстракции (рис17,18).
Образом действительности является отображение
f – функция преобразования.
Для всех элементов множества {a} существует обратное отображение (при этом a). Символ означает отображение, обратное по отношению к f. Множества и могут иметь разную мощность – могут существовать элементы множества , которые не отображаются ни в один из элементов множества .В свою очередь, отображение fQ называется шкалой величины Q.