Условия развития ТТУ

Мозырь

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

С. Я. АСТРЕЙКО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО “Мозырский государственный педагогический университет

имени И.П. Шамякина”

Курс лекций (72 ч)


Лекция 1 (8 ч): «Сущность технического творчества и

условия развития его у учащихся»

1.1. Понятие творчества.

1.2. Творчество как деятельность.

1.3. Виды творчества.

1.4. Природа технического творчества учащихся (ТТУ).

1.5. Определение ТТУ.

1.1. Понятие творчества

Процесс творчества характеризуется достаточной сложностью. Иногда он осуществляется на основе внезапно возникающей, трудно объяснимой интуиции человека, своеобразного озарения, пришедшего, казалось бы, совершенно неожиданным путём, при случайном стечении обстоятельств. В философском словаре начала ХХ века, Э.Л.Радлов отмечает, что "творчество связано с созданием чего-либо, что в наибольшей степени присуще божеству, а человек может выполнять лишь относительно творческие действия" [29, с.609]. Наряду с такого рода утверждениями обращалось внимание на наличие неосознаваемых явлений в структуре творчества, на трудности фиксации интеллектуально-творческого процесса в различных сферах науки, техники и искусства.

Л.С.Выготский считал, что "...высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной, окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано происхождением творческому процессу человека" [9, с.5-7].

А.Г.Спиркин рассматривает творчество как "мыслительную и практическую деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира и духовной культуры..." [39, с.322].

По мере научного осмысления различных видов творчества изменялось и уточнялось определение самого этого понятия. С философской точки зрения под творчеством стали понимать такую деятельность человека, которая порождает нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее [41, с.642]. В философском словаре под редакцией И.Т.Фролова творчество определяется как возникшая в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям [42, с.363-364].

Белорусский исследователь Н.А.Лохманенко определяет творчество как "процесс реализации человеком своей родовой способности выходить в той или иной сфере деятельности за пределы обычного, традиционного, шаблонного и т.п. и создавать ранее неизвестные варианты и модели, новые материальные и духовные ценности" [20, с.24].

В качестве основного признака творчества большинство авторов выделяет создание чего-то оригинального, нового в любой области деятельности: "...Понятие творчества, - пишет А.Н.Леонтьев, - охватывает все области деятельности человека, помогает людям совершенствовать окружающий мир и самих себя, создавать новое, ещё неизвестное и несуществующее..." [18, с.6-7]. С психологической точки зрения в этом процессе выделяются два аспекта - личностный и процессуальный. В частности, предполагается наличие у личности таких психологических компонентов, как способности, мотивы, знания и умения, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.

Процессуальный же аспект творчества связан с воображением, интуицией, умственной активностью личности и т.д. Рассмотрение творчества в педагогической психологии с процессуальной стороны и оценка его по конечным результатам (продуктам), позволяет судить о наличии или отсутствии творческого подхода к деятельности. "Творчеством мы называем процесс создания человеком объективно или субъективно качественного, нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действия",- подчёркивает И.Я.Лернер [19, с.163].

Человек может реализовать свой духовный потенциал, свои идеалы и творческие способности, лишь исходя из объективных условий и закономерностей развития окружающего мира. Он никогда не сможет решить проблему "вечного двигателя", поскольку сама идея такого двигателя находится в противоречии с законом сохранения энергии. Следовательно, творческий поиск в науке и технике, образовании и воспитании всегда должен опираться на знание объективных законов, лежащих в основе тех или иных явлений и процессов.

К тому же творчество обусловлено и теми конкретноисторическими условиями, в которых живут и трудятся люди. Оно всегда опирается на то, что достигнуто предшествующими поколениями. Познавая законы развития природы и общества, человек способен преобразовать окружающий мир, и в то же время каждый творческий акт, отмеченный позитивным результатом, есть шаг по пути прогресса, умножения духовного и материального потенциала общества.

Таким образом, при определении понятия творчества учёные опираются на два основных взаимосвязанных положения. Во-первых, на определяющую роль объективных законов окружающего мира в деятельности людей; во-вторых, на признание преобразующей, созидающей роли сознания человека.

1.2. Творчество как деятельность

Для решения любой творческой задачи значим не только объём информации, но и её отбор, и анализ. Эту работу и выполняет сознание человека, в котором задействованы все его компоненты: логическое мышление, фантазия, интуиция, воля, эмоциональные переживания и т.п.

В любом виде созидательного труда достаточно чётко прослеживаются моменты творчества, поиска, экспериментирования, которые обязательно требуют участия воображения. Уже сама постановка трудовой задачи, мысленное представление её содержания и последовательности предстоящих действий органически связаны с активностью воображения. В этом состоит основа изобретательства и новаторства в любом виде труда.

Творчество является такой деятельностью, посредством которой человек изменяет действительность по своей воле и желанию в соответствии со своими потребностями и запросами. Сама творческая деятельность может начинаться с небольших элементов, которые вызываются прежде всего необходимостью преодолеть затруднения, возникшие в процессе труда, когда у человека появляется желание или потребность "сделать по-своему". Это и есть первоначальный элемент творческой деятельности.

Развитие творческой деятельности личности в значительной степени обусловлено той сферой культуры, в которой она реализуется и связано с особенностями развития производства, техники, науки, политики и др. Свои желания, потребности, идеалы человек не толкует произвольно, как это может показаться на первый взгляд, а соотносит их с общественными целями и интересами. Через творческую деятельность, удовлетворяя запросы общества, человек утверждается как неповторимая целостная личность и индивидуальность. В педагогических исследованиях подчёркивается, что важным признаком целостности личности являются её творческие качества. В свою очередь творческое отношение личности к труду, отмечает А.И.Кочетов, сопряжено с формированием таких интеллектуальных качеств, как любознательность, сообразительность и пытливость [15, с.4].

Учитывая то, что творчество неотделимо от труда, педагог-новатор И.П.Волков утверждает: "Творчество - это явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству - это прежде всего учить творческому отношению к труду, воспитывать не потребителей, а активных созидателей жизни. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможно без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки. Эти качества в свою очередь стимулируют стремление пробовать свои силы при выполнении задач различной степени сложности - от простых до творческих, искать дело по душе" [8, с.3-4].

1.3. Виды творчества

Проявление творчества в любой сфере человеческой деятельности позволило в современных исследованиях данной проблемы (Ф.И.Иващенко [14], А.И.Кочетов [15], Н.В.Кузьмина [17], В.П. Пархоменко [24], Е.С.Рапацевич [32], И.М.Розет [35]) выделить следующие его основные виды:

а) научное творчество, имеющее непосредственное отношение к научно-исследовательской работе, к разработке научных идей, их логической обоснованности и доказательности, к обобщению опыта учёных, к новейшим рекомендациям по развитию науки и т.д.;

б) художественное творчество, которое воплощается в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства и т.п.;

в) техническое творчество, относящееся к конструктивно-технической деятельности, к процессу развития творческой инииативы и самостоятельности, технических способностей, формированию рационализаторских и изобретательских умений и навыков, обеспечивающее научно-технический прогресс общества.

1.4. Природа технического творчества учащихся (ТТУ)

Процесс развития творчества в технике представляет собой древнейшее занятие человека. Естественные потребности людей в пище, одежде, жилье выдвигали задачи изготовления и совершенствования орудий труда, повышения эффективности средств охоты, защиты от диких зверей и нежелательных явлений природы. Переход человечества на более высокую ступень развития неизменно выдвигал новые общественные потребности и более сложные изобретательские задачи. Бурное развитие производительных сил в начале ХХ века потребовало эффективного решения многочисленных технических задач и привело к выделению изобретательского труда в самостоятельную разновидность производственной деятельности, а также к созданию специальных мастерских и лабораторий для технического творчества.

С другой стороны, сформированное веками общественное мнение об исключительном праве на творчество деятелей литературы и искусства, препятствовало признанию творчеством изобретательскую деятельность, относя её к своеобразному ремесленническому труду. Поэтому разработка научных основ технического творчества связана с более поздним периодом психолого-педагогических исследований.

Одними из первых, кто не только понял значение технического творчества, но и боролся за его признание и изучение, были В.Оствальд, А.Пуанкаре, Т.Рибо и П.Энгельмейер [33, 46, 47]. В частности, французский учёный-психолог Т.А.Рибо убедительно доказывал, что техническое и художественное творчество тождественны по своей природе, ибо в основе того и другого лежит такая особенность творческого отношения человека к действительности, как способность к воображению. Воображение являетcя основой всякой творческой деятельности и одинаково проявляется во всех сферах культурной жизни, делая возможным как художественное, так и другие виды творчества, включая техническое. "Созидающее воображение механика и художника, - указывал он, - по своей природе тождественны и отличаются друг от друга только своими целями, способами и условиями проявления. Всякое изобретение - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением-постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений" [33, с.113].

Все предметы обыденной жизни, бесхитростные орудия ручного труда, а также научные открытия и сложные изобретения в области техники Т.Рибо считал продуктами человеческого воображения. Исходя из этого, творчество он характеризовал как "кристаллизованное воображение" [33, с.114].

Многие исследователи ставили под сомнение возможность изучения творческого процесса, отождествляя его с "божьим даром". Против подобного толкования творчества выступил русский инженер П.К.Энгельмейер. Он отмечал, что в каждом человеке есть стремление к творчеству: "Гениальность вовсе не такой божественноредкий дар, напротив того, вовсе не редкость и даже составляет удел всякого, кто не рождён совсем идиотом" [47, с.135]. Возникает вопрос: какова же природа технического творчества - врождённая или вырабатываемая?

В процессе своего развития человек формируется по двум взаимосвязанным направлениям: биологическому (влияние наследственности) и социальному (воздействие внешней среды и воспитания). Развитие биологических задатков и свойств человека характеризуется функциональными изменениями на всех возрастных этапах его жизни. Однако формирование личности определяет не только гены и врождённые способности. Процесс биологического созревания человека сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, что не может не сказываться также на развитии его творческой деятельности.

По утверждению генетиков, никакая психическая информация в генах не кодируется и по наследству не передаётся. Н.П.Дубинин утверждает: "Никаких генов для духовного содержания человека не существует, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности людей" [13, с.68]. Всё зависит от продолжительного и специальным образом организованного воспитания и обучения. По этому поводу А.С.Макаренко отмечал: "Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитателю, своему детству. Никаких компромисов, никаких середин быть не может..." [21, с.363].

Таким образом, признание определяющей роли социальных условий и воспитания в развитии и формировании творческой личности позволяет утверждать, что способность к техническому творчеству вырабатывается в процессе специально организованной педагогической деятельности. Именно исходя из этого П.К. Энгельмейер настоятельно проводил мысль о том, что умение, знание и творчество можно воспитывать, а для воспитания изобретательского чутья полезны работы в мастерских и лабораториях, что надо учить школьников теории машин, учить их проектировать, а не изобретать там, где конструктор возьмёт готовую деталь, будет пользоваться справочниками и документами [46, с.208].

Указывая на важнейшие факторы развития творческой личности и подчёркивая определяющую роль обучения и воспитания в развитии технического творчества, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе придаётся активности самой личности, её творческо-преобразующей деятельности [44, с.75].

Понимание этого явления в педагогике привело к тому, что все воздействия и влияния на личность стали разделять на две группы - внешние (средовые влияния и воспитание) и внутренние (природные склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают при взаимодействии с внешними). В формировании творческой личности воспитание играет решающую роль только при условии, когда оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование её активности в работе над собой.

1.5. Определение ТТУ

Большой вклад в исследование природы научно-технического творчества и различных форм её проявления внесли Т.В.Кудрявцев [16], В.Г.Разумовский [30, 31], С.Л.Рубинштейн [36], П.М.Якобсон [48, 49] и другие учёные. Однако в научной литературе до настоящего времени нет достаточно полного и единого определения понятия "технического творчества учащихся". Каждый из авторов в содержание этого понятия вкладывает свой смысл. Так, например, С.Л.Рубинштейн связывал проблему технического творчества с психологией трудовой деятельности. Он писал: "Труд является насущнейшей потребностью человека. Трудиться - это значит, объективируясь в продуктах своего труда, обогащать и расширять своё собственное бытие, быть создателем, творцом - величайшее счастье, которое вообще доступно человеку. Труд - основной закон развития человека." [36, с.51-54].

Белорусские исследователи обращали внимание на пути и средства развития творческого отношения к технической деятельности в условиях школьного обучения и воспитания, на роль и значение учителя в этом процессе. По мнению М.У.Пискунова, любой труд школьников может носить творческий характер. Но, желая блеснуть успехами технического творчества, некоторые педагоги превращают поделки в самоцель, забывая другие более важные стороны - творческую и образовательную [27, с.33].

А.А.Бытев понимал под техническим творчеством деятельность детей, при которой они самостоятельно конструируют различные модели, приборы и установки, вносят новое в содержание выполняемых заданий, облегчая изготовление и улучшая работу моделей [7, с.4].

Аналогичной точки зрения в определении понятия технического творчества учащихся придерживаются также такие исследователи данной проблемы, как П.Н.Андрианов [1, 2, 3], И.И.Бака [4, 5, 6], В.А.Горский [10, 11, 12], И.Г.Розанов [34]. В качестве основных критериев детского технического творчества при создании технических объектов они выделяют элементы полезной новизны.

И.Г.Розанов в книге, посвящённой основам детского конструирования, определяет техническое творчество учащихся как осуществление технического замысла, направленного на внесение полезной новизны, которая облегчает труд человека, коллектива работников, увеличивает производительность труда и делает возможным новые виды производства. Он отмечает, что содержание технического творчества ориентировано на внедрение в производство (в технологический процесс) чего-то нового: рационализаторских предложений по изготовлению инструментов, приборов, механизмов и машин, по усовершенствованию техники и привычных технологий организации труда [34, с.4].

Техническое творчество учащихся по утверждению И.И.Бака - это вид конструкторско-технологической деятельности, в результате которой создаётся продукт, обладающий полезностью и объективной или субъективной новизной" [5, с.9].

П.Н.Андрианов также считает, что в воспитании личности, способной к техническому творчеству, на первый план выступает процесс творческой деятельности и только как следствие его - результат труда. При решении вопроса о сущности технического творчества школьников он указывает, что понятие это в настоящее время используется для характеристики двух различных процессов. Первый - учебно-воспитательная работа, направленная на развитие творческих способностей школьников. Второй - творческая деятельность учащихся, целью которой является создание технических объектов, полезных самому ученику и коллективу. Согласно П.Н.Андрианову, техническое творчество учащихся - это "деятельность учащихся в области техники, в процессе которой осуществляется поиск и применение оригинальных способов решения технических задач и заданий, а результат обладает индивидуальной или общественной значимостью и объективной или субъективной новизной....Под результатом творческой деятельности следует понимать не только создание технических объектов, но и усовершенствование имеющихся, предложения по рационализации технологических процессов или их элементов и т.п." [1, с.53].

Эти же признаки положены в основу определения технического творчества школьников в педагогической энциклопедии: "Техническое творчество детей - это вид деятельности, в результате которой создаются объекты, обладающие признаками полезности и существенной новизны" [26, с.265].

Для того, чтобы подчеркнуть особенности творческой деятельности детей в области техники, исследователи прибегают к уточнению понятия "новизны", которая может быть объективной или субъективной. Получая продукт, обладающий субъективной новизной, учащийся развивает свои способности к творческой деятельности в области техники. Достаточно, чтобы результат творческого решения был нов для самого ребёнка, который сопоставляется лишь с его индивидуальным опытом. У взрослых же творческое решение той или иной проблемы сопоставляется с накопленным коллективным опытом человечества.

Руководителю и организатору творческой деятельности учащихся следует ориентироваться прежде всего на субъективную новизну продуктов творчества. Ожидать, что в процессе работы школьниками сразу будет сделано настоящее открытие или изобретение, не следует, так как такие случаи чрезвычайно редки. Объективно новые изобретения бывают обычно результатом длительного и настойчивого труда. Но путь к объектино новому проходит через субъективно новое. К.Э.Циалковский писал: "Сначала я делал открытия давно известные, потом не так давно, а затем и совсем новые" [30, с.25].

Техническое творчество представляет собой единый процесс познания и созидания. Познавательная деятельность школьников, занимающихся творчеством, выражается прежде всего в проведении научно-технических исследований, опытов, экспериментов, в ходе непосредственного решения технических зачач, в процессе создания новых технических объектов. Даже на стадии репродуктивного конструирования (по готовым чертежам и схемам) учащиеся получают новые для себя научные и технические знания о реальном мире, доказательства истинности или ложности выдвинутых теоретических посылок. В самом процессе создания подобных объектов они так или иначе сталкиваются с технологией изготовления, с проявлением физических и химических свойств материалов, с поведением технических устройств в тех или иных условиях.

Однако рассматривать техническое творчество учащихся только как реализацию имеющихся знаний, их проверку и подтверждение - значит недооценивать его роль в общем развитии ребёнка. В таком подходе не видна его специфика как средства воспитания и политехнического образования. Нужно обратить внимание на то, что техническая творческая деятельность школьников - это целенаправленный, педагогически управляемый процесс. Это положение подтверждают исследования В.Г.Разумовского [30, 31], Ю.С.Столярова [40] и белорусского учёного В.П.Пархоменко [25].

В.Г.Разумовский показал, что все основные характеристики творческого процесса: новизна продукта, внезапность догадки, случайность открытия, которые придают ему характер непознаваемости и неуправляемости - относительны. С точки зрения педагога, который хочет организовать творческую деятельность ученика в учебно-воспитательных целях, творческий процесс является познаваемым и управляемым. Это объясняется тем, что для педагогических целей в творчестве существенна лишь субъективная внезапность догадки, субъективная случайность открытия. При этих условиях учитель может создавать ситуацию для возникновения творческой проблемы, решение которой возможно на основе знания школьного предмета [31, с.3].

В.П.Пархоменко подчёркивает, что техническое творчество учащихся - это педагогически управляемая деятельность учащихся по решению общественно полезных технических и технологических задач, имеющих вначале субъективную, а затем и объективную новизну, осуществляемую на уроках, в процессе внеклассных и внешкольных занятий, направленная на формирование качеств личности и практическую подготовку учащихся к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве [25, с.43].

На основе анализа существующих определений можно заключить, что техническое творчество учащихся - это педагогически управляемая и стимулируемая деятельность школьников в области техники, направленная на развитие их творческих способностей и формирование личностных качеств, а также ориентированная на создание материальных ценностей, обладающих субъективной или объективной новизной.

Указанные характеристики наиболее полно раскрывают сущность и природу технического творчества учащихся. Они отражают специфику и направленность педагогически управляемой и стимулируемой творческой деятельности школьников, процесс и результат которой выражается в практической реализации технических идей и конструкций. Данные характеристики технического творчества учащихся необходимо учитывать в динамике развития творческой деятельности юных техников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: