Плетение соломы

ЛЕКЦИЯ №5

Вопросы для контроля

1. Что представляет собой аппликация из соломы?

2. В чем состоит горячий и холодный способ получения соломенных лент?

3. В чём отличие объемной и плоскостной аппликации?

4. Какие материалы используют в качестве фона?

5. Какие способы наклеивания лент вы знаете?

6. При выполнении каких изделий используют круглую соломку?

ЛИТЕРАТУРА

У т к и н П. И., К о р о л ё в а Н. С. Народные художественные промыслы. – М., 1992. – 159с.

Л о б а ч е в с к а я О. А., К у з н е ц о в а Н. М. Возьми простую соломку. – Мн.: 1988. – 142 с.

Р о н д е л и Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М.: 1984. – 142 с.

С а х у т а Я. М. Фарбы роднай зямлi. – Мн.: 1985. – 190 с.

Ш к у т Н. Н. Белорусские художественные промыслы: (Изделия из соломки и лозы). – Мн.: 1985. – 153 с.

1. Плетение соломы как вид народного творчества.

2. Заготовка соломы и приготовление её к плетению.

3. Отбеливание и крашение соломы.

I. С давних времён люди использовали солому для изготовления и украшения различных предметов. Этот материал не требовал особых затрат на его заготовку. У любого крестьянина всегда в достатке была солома. Она шла на корм и подстил скоту, служила постелью. Кулями соломы крыли крыши домов. Человек научился изготавливать из соломы предметы быта: корзины, сумки, венки, шляпы, половики и др. Вместе с тем солома была материалом для создания различных украшений как человека, так и его жилища. Многие столетия крестьяне считали солому символом плодородия и благополучия. Народные мастера и сегодня применяют солому при создании разнообразных творческих художественных работ (корзинок, шкатулок, сумок, панно, декоративных кукол, фигурок животных).

Главные направления в работе с соломой - плетение и аппликация.

Плетение соломы – одно из древнейших ремёсел, связанное с переплетанием соломин различными способами.

Аппликация – это создание из соломки художественных изображений наклеиванием её на поверхность бумаги, ткани, древесины. Инкрустация отличается от аппликации: при инкрустации соломинки определенной формы вставляются в подготовленные заранее гнёзда на поверхности материала (основы). Чаще всего инкрустация соломкой выполняется по поверхности древесины.

Стебли зерновых культур (пшеницы, овса, ячменя, ржи), имеющие пустотелую (полую) трубчатую форму, и служат материалом соломы (рис. 113). Сама по себе сухая солома - хрупкая и ломкая, но при распаривании (выдержке в обычной горячей воде) становится мягкой, пластичной. Может приобретать необходимую форму, а после высыхания – и сохранять её. Природная красота (гладкая золотистая поверхность) соломы позволяет изготавливать из неё красивые изделия. При внимательном рассмотрении соломы пшеницы, ржи, овса, ячменя можно различить около 100 оттенков. Для Беларуси характерно применение в соломоплетении ржаной соломы. Она имеет большую длину и высокую прочность. Сужение стебля ржи снизу вверх равномерное, что очень важно для плетения.

Ржаная солома имеет много естественных оттенков желтого, золотистого и зеленоватого цветов. Природная окраска любой соломы зависит от условий произрастания, времени заготовки и условий хранения. Обычно стебель ржи (соломина) состоит из четырёх или пяти междоузлий (коленец). В соломоплетении используются участки соломинок от коленца до коленца.

Более короткой, толстой и грубой является пшеничная солома.

Овсяную солому используют для плетения небольших деталей и в отделке изделий, так как она имеет небольшую толщину и длину.

На предприятиях по выполнению художественных изделий, оформление стен помещений и др. выполняют и украшают инкрустаторы и декораторы-оформители. Кроме соломки, они используют и другие природные материалы.

1. В Республике Беларусь инкрустация соломкой как художественный промысел был организован впервые в 50-х годах ХХ в. в г. Жлобине Гомельской обл. Инкрустированные изделия выпускаются сейчас на Жлобинской фабрике художественных изделий и Брестской фабрике сувениров.

2. Соломина – это цилиндрический полый стебель ржи, пшеницы, овса и других зерновых культур. Междоузлие – участок стебля между узлами (местами отхождения листьев).

3. Происхождение терминов: “аппликация”, “инкрустация” в переводе с латинского – прикладывание, покрытие корой; “панно” в переводе с французского – обрамлённая часть стены, заполненная изображением из какого-либо материала (возможно, соломки).

II. Для плетения соломы наиболее пригодны длинные, ровные и тонкие стебли с небольшими узлами. Такими свойствами характеризуется солома густо выросшей ржи в период молочно-восковой спелости её зерна.

Для плетения пригодна заготовленная из куля солома на приусадебных участках. Куль – это сноп соломы, сжатый и связанный вручную. Нельзя самостоятельно срезать стебли зерновых культур без разрешения хозяйствующих организаций и граждан.

Заготавливаемая солома должна быть сухой. Среди её сухих стеблей могут быть и зеленые, поэтому солому следует просушить, лучше всего - в закрытом проветриваемом помещении. Высушенная в тени солома сохраняет зелёный цвет, сушка же на солнце усиливает золотистый оттенок.

Сухую жёлтую солому чистят сразу после заготовки, а сырую – после просушки. Перед использованием её разрезают ножницами на отрезки. Режут между узлами. Для этого отсекают нижнюю часть до междоузлия (коленца), коленце отрезают, одновременно снимают листья. Повторяют эту операцию в зависимости от количества междоузлий. Верхние тонкие отрезки соломин наиболее пригодны для плетения. Не следует выбрасывать и нижние части стебля, а также листья, которые могут быть использованы при изготовлении соломенных кукол, фигурок животных, птиц, пауков.

Следующая операция предполагает сортировку соломин по длине и толщине. Следует помнить, что иногда требуются цельные стебли, поэтому часть соломы хранят в снопах.

Для придания соломке пластичности её кладут в небольшую ёмкость с водой (ванну, корыто, таз). Недавно заготовленную - достаточно замочить в воде, имеющей комнатную температуру, выдержать до 30 минут. Солому, которую заготовили достаточно давно, заливают горячей водой, прижимают грузом, накрывают плёнкой или тканью и выдерживают до тех пор, пока солома не станет мягкой. Более жёсткая солома требует длительной выдержки. Однако нельзя на очень продолжительное время оставлять солому в воде, так как она от этого чернеет и теряет полезные свойства (рис. 2). Замачивают или запаривают такое её количество, которое необходимо для работы на одни день. Не использованную соломку просушивают. В ходе работы пучок замоченной соломки хранят в пакете и при необходимости вынимают нужное количество стебельков.

III. Если солому заготавливают в дождливое лето или хранят в сыроватом помещении, на ней могут образоваться тёмные пятна. В таком случае для восстановления качества соломы ее отбеливают.

Отбеливание требует выдержки соломы в водном растворе перекиси водорода и нашатырного спирта. Для приготовления этого раствора в эмалированную посуду наливают 1 литр воды, нагретой до 30-35ºС, добавляют около 150 грамм 15%-ной перекиси водорода и 20 г нашатырного спирта. В приготовленный раствор погружают солому в таком количестве, чтобы она вся была покрыта жидкостью. После выдержки в течение 45-50 мин ее достают специальными щипцами, промывают в струе чистой воды и сушат. Заменителем перекиси водорода и нашатырного спирта могут быть бытовые отбеливатели для тканей.

После отбеливания солома вновь приобретает равномерную и естественную окраску. При этом она становится более мягкой, что облегчает работу с ней. Более длительная выдержка соломы в отбеливателе может привести к потере её красоты и природной окраски.

Операция отбеливания предшествует крашению соломы. Крашение – это придание материалу (соломе) опредёленного цвета. Обычно крашенные элементы отбеливания сочетаются с природными оттенками соломы. Для усиления жёлтого цвета солому кипятят в воде с шелухой от головок лука. Коричневый цвет соломки получают при кипячении в воде с добавлением шишечек ольхи, дубовой коры и порошка питьевой соды.

Все виды соломки восприимчивы к окраске в растворах с добавлением природных красителей. Среди таких красителей можно выделить траву чистотела, листья боярышника, кору ольхи и дуба, листья щавеля и черники, цветки ромашки, василька.

Кроме перечисленных природных красителей, применяются также и анилиновые красители, которые позволяют получать яркую гамму цветов. В этом случае растворы готовят в следующем соотношении: 1 г красителя, 2 г уксуса, 1 г поваренной соли и 1 л воды. В зависимости от плотности раствора и времени кипячения получают менее или более насыщенные оттенки цветов. После окраски соломку промывают в проточной воде и сушат.

Одним из способов крашения соломки является прокаливание ее в лабораторной муфельной печи или духовом шкафу. Это позволяет получить тёмно-золотистый или коричневый оттенки соломки. При прокаливании соломки следует исключить соприкасание её с пламенем или горячими стенками шкафа.

На предприятиях по выполнению художественных работ и бытового обслуживания крашение различных материалов производят красильщики.

1. Перекись водорода – это густая бесцветная жидкость с резким запахом, применяемая для отбеливания различных материалов. Нашатырный спирт – также прозрачная жидкость с резким запахом, используемая в медицине и для выведения пятен. Анилиновые красители – жидкие искусственные вещества, применяемые для крашения различных тканей.

2. Происхождение терминов: “анилиновый” в переводе с арабского – синий; “муфельный” в переводе с немецкого – мямлить, хмуриться, ворчать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: