Технология плетения соломы

ЛЕКЦИЯ №6

Вопросы для контроля

1. Что такое плетение соломы, аппликация и инкрустация?

2. Какие свойства соломы вы знаете?

3. Стебли каких зерновых культур используются в плетении?

4. Чем отличается замачивание от запаривания?

5. Из каких веществ готовят раствор для отбеливания соломки?

6. Какие красители применяются при крашении соломки?

7. Как осуществляется операция по крашению соломки?

1. Технология плетения соломенных «пауков».

2. Технология плетения соломенных игрушек.

3. Изготовление плоских плетёнок.

I. Один из видов соломоплетения - получение соломенных “пауков”. Эти красивые подвески основаны на таких качествах соломки, как её лёгкость, “воздушность”. Достаточно слабого дуновения ветерка, чтобы объёмная конструкция, состоящая из десятков сотен соломенных трубочек, завертелась и начала мерцать золотистым блеском.

Соломенный “паук” – это объёмное изделие, состоящее из соломинок определённой длины, собранных в отдельные элементы, которые соединяются в единое целое.

При наличии различной формы и декоративного оформления “пауков”, для Беларуси характерны “пауки” пирамидальной и ромбической формы.

Наиболее распространенной формой “паука” является ромб. Его изготовление состоит из нескольких этапов.

Первый этап. С помощью ножа или ножниц нарезают 12 соломин одинаковой длины и толщины. Затем, все соломины нанизывают на нитку, используя большую иглу. После этого четыре крайних соломины связывают в квадрат той же ниткой, на которую они нанизаны (рис. 115, а).

Второй этап. На этом этапе следующие две соломины размещают у одной из сторон квадрата так, чтобы получился треугольник. При этом следует вершину треугольника перекрутить через основание по направлению к центру квадрата (рис. 115, б).

Третий этап. Теперь также последовательно перекручивают оставшиеся три пары соломин, меняя направление поочередно от центра и к центру (1 и 3 пары к центру, а 2 и 4 – от центра). В результате получается плоская фигура с квадратом в центре (рис. 115, в).

Для изготовления объёмной фигуры первый и третий треугольники поднимают вверх и связывают вместе, а второй и четвёртый - опускают вниз и также связывают. Чтобы объёмная ромбическая фигура была устойчивой, углы склеивают (рис. 115, г).

При сборке “паука” соломенные трубочки необходимо слегка увлажнить, чтобы они не расщеплялись о нитку.

Несколько ромбических фигур различных размеров можно собирать в более объёмную подвесную конструкцию. В ней четыре малых ромба подвешивают на нитках к четырём углам квадрата большой ромбической фигуры, а пятый ромб - к её нижней вершине (рис. 115, д).

Распространенной формой “паука” является пирамидальный “паук”. Здесь необходимо нарезать трубочки соломин небольшой длины для сборки не менее 30 ромбов, составляющих конструкцию пирамидального “паука”. В вершине пирамиды – один ромб. Второй ряд составляют четыре ромба, третий – восемь ромбов по краям и один - в центре. Далее по периметру привязывают двенадцать ромбов и четыре ромба в центре конструкции. Устойчивость фигуры обеспечивают связыванием всех углов ромбов друг с другом. Такую конструкцию можно постепенно увеличивать до необходимых размеров, привязывая требуемое количество ромбов (рис. 116).

На основе ромбического и пирамидального “пауков” можно строить различные подвесные конструкции других форм.

Для придания “пауку” большей красоты в его конструкцию вводят разнообразные материалы (бумагу, семена, разноцветные нитки, перья и др.). Вместе с тем наиболее оригинально смотрятся декоративные украшения, выполненные из соломки (кисточки, цепочки, “солнышки” и др.).

На предприятиях художественного направления трудятся художники-исполнители оформительских работ.

II. Пластичность соломы позволяет использовать ее для выполнения фигурок кукол, птиц животных. Работа по изготовлению из соломы различных фигурок начинается с изготовления каркаса.

Каркас – это основа художественной фигурки. Его делают из пучка соломки, связывая и перебирая пучки. При изготовлении каркаса применяют только распаренную солому. Перевязки выполняют с помощью толстых ниток. Для повышения привлекательности подбирают цветные нитки. С естественным цветом соломки хорошо сочетаются перевязки красного цвета. На заключительном этапе работы перевязки могут быть закрыты соломенными лентами. Различают несколько способов изготовления фигурок кукол. Схема изготовления куклы, более приближённой к натуре, изображена на рисунке 117. В соответствии с этим способом из пучка длинной соломы делают голову. Для рук берут небольшой пучок соломы и перевязывают по краям. Этот пучок–руки вставляют в пучок–туловище, который разделяют на две части и перегибают одну из них на уровне груди будущей куклы. Вставив пучок-руки, части пучка-туловища соединяют и связывают на уровне пояса. Для повышения устойчивости куклы, низ юбки подравнивают ножницами. Используя пластичность распаренной соломы, можно согнуть пучки рук, зафиксировав их нитками до высыхания материала. Подобным образом выполняют каркас мужской фигурки. Здесь на заключительном этапе после перевязки пучка-туловища по поясу его разделяют на две части и перевязывают их снизу (рис. 118). Черты лица (глаза, губы, нос) обозначают вышивкой с помощью цветных ниток или наклеиванием подкрашенной соломки определённой формы. Для одежды используют лоскутки цветной ткани или полоски соломки. Обувь изготавливают из соломки (лапти, сапоги).

Традиционным видом народного творчества является плетение соломенных лошадок. Фигурку лошадки связывают из трёх пучков. При этом, голова, шея и передние ноги состоят из одного пучка. Туловище и хвост состоят из второго пучка соломки, а задние ноги – из третьего. Кроме этого, отдельно присоединяется грива и уши лошадки. Схема выполнения лошадки изображена на рисунке 119. Каркас лошадки начинают выполнять с головы. Для этого пучок длинной соломы перевязывают с одного конца как можно ближе к краю. Далее делают вторую перевязку на небольшом расстоянии от первой. Ушки делают из четырёх сплетённых соломин, вставив их во вторую перевязку. Чтобы наметить шею, нужно отогнуть пучок от второй перевязки вниз по отношению к голове. Шею оформляют гривой, для чего её обвёртывают несколькими небольшими пучками соломы, связывая их. Передние ноги получают, разделив пучок, отходящий от шеи, на две части, и перевязывают их в двух местах – снизу и в средней части.

Из отдельного пучка делают туловище, согнув пучок в средней части поверх перевязки между шеей и передними ногами. Концы пучка соединяют за шеей и перевязывают.

Далее скрепляют задние ноги с туловищем, вставив пучок для ног внутрь пучка-туловища, верхнюю часть пучка-туловища соединяют с нижней частью при помощи двух перевязок.

На заключительной стадии делают хвост из остатков пучка, перекрутив его в жгут. Для пышности хвост можно сплести из сырых, расщеплённых соломин и после высыхания расплести.

На основе каркаса лошадки можно выполнять фигурки других животных.

III. Для получения плоских плетёнок используются сплющенные соломины или распластанные их ленты. Чтобы получить соломенную ленту, следует распаренную соломину расщепить по длине острым ножом или иголкой. Расправляют соломину, приложив к подкладной доске лицевой стороной и проглаживая тупой кромкой ножа. Затем ленту переворачивают лицевой стороной вверх и вновь проглаживают.

Плетение рисунка “шахматки” выполняется в следующей последовательности. Вначале нужное количество лент определённой длины укладывают рядом одна с другой в вертикальном положении и с одной стороны прижимают концы. Затем чётные по счёту соломины приподнимают и под них горизонтально нечётным лентам укладывают первую соломину. Далее приподнимают нечётные ленты и укладывают вторую ленту. Эту операцию чередуют, плотно подгоняя соломины одну к другой (рис. 120). После завершения этой работы готовую “шахматку” сушат под грузом.

Для плетения длинных лент нужно наращивать соломины. Эту операцию выполняют накладыванием конца одной соломины на другую, вставлением конца тонкой ленты в более толстую или зацепив соломины одна за другую путём расщепления одной соломины при помощи другой (рис. 121).

Плетёнка “косичка” выполняется следующим образом (рис. 122, а-д):

- берут три соломинки, связав их концы в пучок, и укладывают, как указано на рисунке (рис. 122, а);

- соломину 1 перегибают поверх соломины 2 и выравнивают параллельно соломине 3 (рис. 122, б);

- перегибают соломину 3 поверх соломины 1 к соломине 2 (рис. 122, в);

- соломину 2 перегибают поверх соломины 3 к соломине 1 (рис. 122, г);

- далее соломину 1 перегибают поверх соломины 2 к соломине 3 (рис. 122, д).

Плетение ведётся поочерёдно крайними правой и левой соломинами с соблюдением прямого угла. Для поворота “косички” под прямым углом последовательно сгибают все соломины в нужную сторону.

В соломоплетении очень часто используется такой вид плетёнки, как “зубчатка”. Распространение связано с красотой рисунка, зубчатыми краями и прочностью. Она широко используется для сшивания шляп, сумок, краевого оформления плетёных предметов.

Последовательность выполнения плетёнки “зубчатки” из четырёх соломин состоит из следующих этапов:

1. Вначале берут две соломины и, перегнув одну через другую, получают четыре рабочих конца (рис. 123, а).

2. Соломину 2 перегибают за соломину 4 и укладывают рядом с соломиной 3 (рис. 123, б).

3. Соломину 4 перегибают “от себя”, пропустив под соломину 2, и укладывают поверх соломины 3 рядом с соломиной 1 (рис. 123, в).

4. Соломину 1 перегибают к себе и укладывают поверх соломин 4, 3 под соломину 2 (рис. 123, г).

5. Соломину 4 “от себя” укладывают под соломину 3 поверх соломины 2 рядом с соломиной 1 (рис. 123, д).

6. Соломину 3 укладывают “от себя” за соломину 4, пропустив под соломины 2, 4 и поверх соломины 1 (рис. 123, е). Здесь получается первый зубчик.

7. Соломину 3 перегибают через соломину 1 и укладывают поверх соломины 4 рядом с соломиной 2 (рис. 123, ж).

8. Соломину 1 перегибают “от себя” за соломину 3 и, пропустив под соломины 4, 3, укладывают поверх соломины 2 (рис. 123, з). Так получают второй зубчик.

Следующие два этапа приводят к получению третьего зубчика.

В последующем плетение выполняют в том же порядке, поочередно заплетая две правые и две левые соломины.

Для получения четкого и красивого рисунка плетения нужно брать соломины средней части стебля. Наращивание производят после закрепления предыдущего стыка. Плести следует плотно, а завершённую плетёнку до её высыхания проутюживать, чтобы она стала ровной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: