Тема 4. Средневековая философия в Западной Европе

Дополнительная

Основная

Литература

Какую часть учения Платона критиковал Аристотель?

Что относится к категориям Аристотеля?

Кто определил сущность материи?

Кому принадлежит фраза: «Платон мне друг, но истина дороже»?

Вариант IV

1. Автор «учения об идеях»:

а) Гераклит Эфесский;

б) Пифагор;

в) Платон;

г) Сократ

2. Автор «учения об идеальном государстве»:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Сократ;

г) Гераклит Эфесский

3. Чистая идея – это:

а) логос;

б) эйдос;

в) апейрон;

г) атараксия

а) Протагор;

б) Сократ;

в) Аристотель;

г) Антисфен

а) Протагор;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель

а) количество;

б) чувство;

в) качество;

г) понятие

7. Сопоставьте виды философии, которые выделил Аристотель и их назначение:

1) теоретическая; а) изучение законов мышления;

2) практическая; б) деятельность человека и устройство государства;

3) поэтическая; в) изучение искусства;

4) логика г) изучение проблем бытия, сфер бытия, происхождения всего сущего

8. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

а) Гераклит Эфесский;

б) Протагор;

в) Фалес Милетский;

г) Платон

а) учение о триаде;

б) учение о душе;

в) учение об идеях;

г) учение об идеальном государстве

10. Сопоставьте школу эллинистического периода античной философии и утверждение:

1) эпикуреизм; а) «не стоит сетовать на жизнь, двери этой тюрьмы всегда открыты»;

2) стоицизм; б) «нужно жить по законам природы и отказаться от всего лишнего»;

3) скептицизм; в) «удовольствие есть начало и конец счастливой жизни»;

4) кинизм г) «мир в своей сущности непознаваем»


1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

1. Асмус В.Ф. Античная философия: История философии. 3-е изд. М., 2003.

2. Гомперц Т. Греческие мыслители / Пер. с нем. СПб., 1999. Т. 1.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

4. Ильинская Л.С. Античность: Краткий энциклопедический справочник. М., 1999.

5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель. М., 1993.

6. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997.

7. Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. М., 1991.

8. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии: Учебное пособие. М., 1996.


 
 


Вы будете изучать:

  • развитие философской мысли средневековья и её основные религиозно-философские направления;
  • характерные черты и особенности христианства;
  • влияние философии средневековья на последующее развитие философии.

Цели темы:

  • дать представление о концепциях философии средневековья;
  • изучить тенденции развития философии эпохи средневековья.

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии средневековья;
  • выявлять сходство и различие философских концепций разных веков;
  • знать специфику философских направлений средневековой философии;
  • иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса;
  • ориентироваться во множестве мнений, верований и ценностей.

Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с падения последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая средневековье от Античности, приходится на годы правления первого христианского императора Константина Великого (306 – 337). Возникновение Средних веков – это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы. И задачу создания этого нового мира взяла на себя христианская религия (так, например, место театра и скульптуры, основных видов искусства в античности, занимают литургия и икона).

Переход от Античности к средневековому миропониманию – это переход вовнутрь человека. У греков всё было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого, нет никакой психологии. Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во сне, но войди внутрь себя!».

Сменяются ориентиры человеческого мышления – от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека – от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением.

Временные рамки средневековой философии – III – XIII вв. В этих рамках можно выделить 3 главных периода:

1. Апологетика (III в.)

2. Патристика (IV – V вв.)

3. Схоластика (V – XIII вв.)


Основные черты средневековой философии:

§ теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

§ главный принцип онтологии - креационизм (изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога);

§ главный принцип гносеологии – откровение;

§ догматизм (философия, основанная на традиции, текстах Священного Писания была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм);

§ антропоцентризм (человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, подчёркивалась божественная сущность человека);

§ «Философия – служанка богословия» (если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала обслуживать религию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: