Дополнительная
Основная
Литература
Какую часть учения Платона критиковал Аристотель?
Что относится к категориям Аристотеля?
Кто определил сущность материи?
Кому принадлежит фраза: «Платон мне друг, но истина дороже»?
Вариант IV
1. Автор «учения об идеях»:
а) Гераклит Эфесский;
б) Пифагор;
в) Платон;
г) Сократ
2. Автор «учения об идеальном государстве»:
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Сократ;
г) Гераклит Эфесский
3. Чистая идея – это:
а) логос;
б) эйдос;
в) апейрон;
г) атараксия
а) Протагор;
б) Сократ;
в) Аристотель;
г) Антисфен
а) Протагор;
б) Сократ;
в) Платон;
г) Аристотель
а) количество;
б) чувство;
в) качество;
г) понятие
7. Сопоставьте виды философии, которые выделил Аристотель и их назначение:
1) теоретическая; а) изучение законов мышления;
2) практическая; б) деятельность человека и устройство государства;
3) поэтическая; в) изучение искусства;
4) логика г) изучение проблем бытия, сфер бытия, происхождения всего сущего
|
|
8. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:
а) Гераклит Эфесский;
б) Протагор;
в) Фалес Милетский;
г) Платон
а) учение о триаде;
б) учение о душе;
в) учение об идеях;
г) учение об идеальном государстве
10. Сопоставьте школу эллинистического периода античной философии и утверждение:
1) эпикуреизм; а) «не стоит сетовать на жизнь, двери этой тюрьмы всегда открыты»;
2) стоицизм; б) «нужно жить по законам природы и отказаться от всего лишнего»;
3) скептицизм; в) «удовольствие есть начало и конец счастливой жизни»;
4) кинизм г) «мир в своей сущности непознаваем»
1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.
2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.
3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.
4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.
5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.
6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.
7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.
1. Асмус В.Ф. Античная философия: История философии. 3-е изд. М., 2003.
2. Гомперц Т. Греческие мыслители / Пер. с нем. СПб., 1999. Т. 1.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
4. Ильинская Л.С. Античность: Краткий энциклопедический справочник. М., 1999.
5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель. М., 1993.
6. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997.
7. Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. М., 1991.
8. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии: Учебное пособие. М., 1996.
Вы будете изучать:
- развитие философской мысли средневековья и её основные религиозно-философские направления;
- характерные черты и особенности христианства;
- влияние философии средневековья на последующее развитие философии.
Цели темы:
|
|
- дать представление о концепциях философии средневековья;
- изучить тенденции развития философии эпохи средневековья.
После изучения темы вы сможете:
- знать персоналии и терминологию философии средневековья;
- выявлять сходство и различие философских концепций разных веков;
- знать специфику философских направлений средневековой философии;
- иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса;
- ориентироваться во множестве мнений, верований и ценностей.
Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с падения последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая средневековье от Античности, приходится на годы правления первого христианского императора Константина Великого (306 – 337). Возникновение Средних веков – это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы. И задачу создания этого нового мира взяла на себя христианская религия (так, например, место театра и скульптуры, основных видов искусства в античности, занимают литургия и икона).
Переход от Античности к средневековому миропониманию – это переход вовнутрь человека. У греков всё было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь происходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого, нет никакой психологии. Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во сне, но войди внутрь себя!».
Сменяются ориентиры человеческого мышления – от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека – от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением.
Временные рамки средневековой философии – III – XIII вв. В этих рамках можно выделить 3 главных периода:
1. Апологетика (III в.)
2. Патристика (IV – V вв.)
3. Схоластика (V – XIII вв.)
Основные черты средневековой философии:
§ теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
§ главный принцип онтологии - креационизм (изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога);
§ главный принцип гносеологии – откровение;
§ догматизм (философия, основанная на традиции, текстах Священного Писания была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм);
§ антропоцентризм (человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, подчёркивалась божественная сущность человека);
§ «Философия – служанка богословия» (если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала обслуживать религию).