Философская мысль в Русской художественной литературе. Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов

Ф.М.Достоевский (1821-1881).В своих общественно-политических исканиях пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей почвенничества для которых была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судьбы русской истории. С этой т.з. вся история челов-ва представляется как история борьбы за тождество христианства. Самобытный путь России заключ-ся в том, что долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он был искателем искры божьей во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбивость и кротость, любовь к идеальному и открытие образа божьего – вот идеал Достоевского. Для Д. истина – добро, мыслимое человеческим умом; красота – добро и истина, телесное воплощение в живой конкретной форме. В понимании человека Д. выступил как мыслитель экзистенционально-религиозного плана, пытающийся ч/з призму индивид человеч. жизни решить вопросы бытия. Он развил специфич. диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергийной силой, и в конце концов живая жизнь человека есть не что иное, как воплощение и реализация идей.

Л.Н.Толстой (1828-1910). Подвергая критике общественно-политич. устр-во России, он уповал на нравственно религиозный прогресс в сознании чел-ва. Идею историч прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который признана была дать созданная им истинная религия, в которой он признавал лишь этическую сторону, отрицая роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершен. человека он связывал с отказом от какой либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. Считая всякую власть злом, Т пришёл к отриц гос-ва. Упразнение гос-ва должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ. и гос-ных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосоверш-ние чел-ка должно было дать ему опред. душ и соц. порядок. т. е. полное отриц. гос-ти. такого порядка гарантировать не могло в этом и проявилос противоречие исходных принципов и сделанных из них выводов в утопич. филос. Т.

В.В. Розанов (1856-1919) Осн. пробл: любовь- корень жизни, а бог есть жизнь; тайна рождения в человеке новой жизни есть священное в человеке; мир создан не только рационально, но и священно, он связывается любовью. Некоторые историки русской философии. Он утверждает, что человеческий дух, как сочетание умозрения и опыта, есть независимая, нематериальная сущность. Традиционная для русской философии проблема соотношение бога, мира и человека получает в работах Р. своеобразное толкование. По мнению философа, христианство не до оценивает чувство жизни в мире и связи человека и природы, христианское поклонение смерти, а не жизни – главная причина равнодушия к религии. Понимание вопроса жизни, философии, религии, искусства основано на семье и поле. Пол – это святое и чистое в человеческой жизни, божественное начало. В отличие от Фрейда, сводившего интеллектуальную деятельность, к субстанции половой энергии, Р. видит в поле истоки жизни. «Любовь - корень жизни, а бог есть жизнь». «Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Поэтому религия всегда будет одолевать философию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: