Философское понимание мира. Категория бытия как исходная категория онтологии

Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки. Самая универсальная среди них - естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется "здесь" и "теперь" наличествует. Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое. Проблема бытия возникает тогда, когда такие предпосылки становятся предметом сомнений.

Размышление о бытии не может остановиться на простой констатации существования мира "здесь" и "теперь". Установив, что мир есть, существует "здесь", то не значит ли это, что мир существует везде? Достаточно было сказать, что мир существует "теперь" и напрашивается вопрос о его прошлом и будущем. Отвечая на эти вопросы, одни философы доказали, что бесконечный мир непреходящ - всегда был, есть и будет; другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет своё начало и конец не только в пространстве, но и во времени. Иными словами, мысль о существовании беспредельного мира как целого далее соединялась в философии с тезисом либо о преходящем, либо о непреходящем существовании мира. Идея о непреходящем существовании мира как целого подводила к вопросу о том, как с этим существованием соотносятся заведомо преходящие, конечные вещи и человеческие существа. Возникла именно проблема бытия: преходящего и непреходящего, "времени и вечности", пространственно-временных границ или безграничности мира.

I аспект проблемы бытия - цепочка мыслей о бытие; ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Корень проблемы - в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ.

II аспект - мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Для человека очевидны существенные различия между вещным и духовным, природой и обществом, между собой и другими людьми. Ему важно найти и обрести общее между различными целостностями окружающего мира.

Проблема состоит в следующем: природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они, прежде всего, благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами - существование всего, что есть, было и будет в мире - предпосылка единства мира.

III аспект - мир, как таковой в различии и единстве его основных целостностей, является реальностью для сознания и действий каждого человека, каждого поколения. (т.е. мир реально предпослан и всё, что в нём существует есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию и действию людей и поколений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: