double arrow

Идеализм


Идеалистическим называют подход к объяснению общества, абсолютизирующий роль сознания в человеческой деятельности, превращающий духовную сферу жизни общества в самостоятельную субстанцию. Для идеалистического подхода к обществу характерно признание определяющим фактором общественно-исторического процесса или мирового разума (объективный идеализм), или недетерминированных ничем идеальных побудительных целей, мотивов, волевых актов людей, которые предшествуют их действиям (субъективный идеализм). При таком подходе связи, которые объединяют человеческих индивидов в единое целое - в общество, носят прежде всего духовный характер. Эти связи могут быть сверхъестественными, исходящими от Бога или быть проявлением мирового разума, а значит, независимыми от человека и его воли. Люди стремятся постигнуть эту провиденциальную управляющую ими силу, разгадать божественный промысел или понять логику саморазвития абсолютной идеи в историческом процессе, но не в состоянии повлиять на эти внешние по отношению к ним силы. Для объективного идеализма свойственен фатализм в понимании общественно-исторического развития. Фатализм - это мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.




Субъективно-идеалистический подход к обществу отрицает какую-либо независимую от людей логику развития исторического процесса, не признает наличия в нем объективных закономерностей. Человек как носитель свободной воли, руководствуясь субъективными побудительными мотивами и целями, творит историю по своему усмотрению. Рассмотрение воли в качестве высшего принципа бытия характерно для такого идеалистического направления в философии как волюнтаризм.

Обоснование свободы и духовности человека как главных внутренних факторов жизни общества в рамках идеалистического понимания истории было характерно для русской религиозной философии, доказывающей, что только разделяющий религиозные ценности, верующий и свободный человек может быть существом духовно-нравственным.

Идеалистическая парадигма в обществоведении положительно повлияла на развитие теоретических представлений о человеке и обществе, обоснованию творческой роли человека в истории как существа наделенного разумом и нравственным чувством, что способствовало преодолению как архаичных религиозно-мифологических представлений об обществе, так и узких рамок натурализма и крайностей вульгарного материализма, а в наши дни - упрощенного представления о человеческой истории с позиций экономического или технологического детерминизма. В то же время идеалистические интерпретации истории, абсолютизируя роль духовного начала в жизни людей, оставляют без ответа многие важные вопросы в ее понимании.







Сейчас читают про: