Основные модели социальной реальности в истории социально-философской мысли

СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА.

Рассматривая общество как целостное системное образование, нельзя обойти вниманием вопросы о его строении. К числу таких компонентов следует отнести четыре относительно самостоятельные (но не самодостаточные) подсистемы или сферы общественной жизни: материально-производственную, социальную, политико-правовую и духовную. Каждая из них выполняет специфическую функцию в общественном производстве и воспроизводстве людьми своей жизни:

материально-производственная сфера представляет собой подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Конечным продуктом здесь выступают вещи – материальное богатство общества, в котором опредмечен человеческий труд;

социальная сфера представляет собой подсистему общества, реализующую функцию непосредственного производства и расширенного воспроизводства человека, включения его в общественное производство и различные общности людей. Конечным продуктом выступает человек - общность людей.

политико-правовая сфера представляет собой подсистему общества, ответственную за выполнение управленческой и регулятивной деятельности. Конечным продуктом выступают политические и правовые институты.

духовная сфера представляет собой подсистему общества ответственную за производство, распределение, обмен и потребление духовных ценностей и благ, необходимых человеку как существу, наделенному не только разумом, но и нравственными, эстетическими и религиозными чувствами. Конечным продуктом выступают идеи.

Не одно общество не может существовать, если будет отсутствовать хотя бы одна сфера общественного производства. Поэтому правомерно утверждение, что каждая сфера в своем отношении играет определяющую роль в жизни общества как целостного образования.

Теоретический анализ общества, как и любого другого объекта познания, предполагает создание с помощью абстрагирования его различных идеализированных моделей. Абстрагирование, идеализация, моделирование - это общенаучные методы познавательной деятельности, поэтому они достаточно широко используются и в социальном познании. Идеализация – это особый вид абстракции, которая представляет собой мысленную реконструкцию объекта посредством отвлечения от некоторых его свойств или отношений, несущественных для данного исследования. В зависимости от цели и предмета исследования, а также исходной концепции субъекта познания, могут создаваться различные абстракции одного и того же объекта. Будучи обобщенными образами исследуемого объекта, абстракции выполняются на системе моделей. Посредством моделирования исследовательская деятельность переносится на другой объект, выступающий в роли заместителя изучаемого объекта или явления. В этом случае объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - прототипом или оригиналом. Для всех научных моделей характерно то, что они являются заместителями объекта исследования, находящимися с последним в таком сходстве (соответствии), которое позволяет получить новое знание об этом объекте. В научном познании в качестве модели используются объекты как естественного происхождения, так и искусственного, как материального характера, так и идеального.

В качестве модели здесь требуются абстракции - идеализированные объекты. Конструирование таких объектов (моделей) делает возможным обнаружение существенных признаков и закономерностей изучаемой реальности. Можно сказать, что создание и использование в науках об обществе идеальных моделей позволяет теоретизировать, строить отвлеченные концептуальные схемы социальной реальности.

Конечно, реальное общество и его идеализированная модель не могут быть тождественны друг другу. Но в любом случае идеализированная модель общества только тогда имеет научную ценность, когда она позволяет за случайными, имеющими индивидуальную неповторимую окраску, социальными явлениями и процессами увидеть существенные связи и отношения, понять природу общественной жизни.

Т.Кун ввел в исследовательский оборот понятие «парадигма», чтобы показать специфику и роль концептуально-теоретических подходов в развитии научного знания. С его точки зрения парадигма - это исходная концептуальная схема, своего рода логическая модель постановки познавательных проблем и их решения. Приверженность ученых к той или иной парадигме позволяет дифференцировать одно научное сообщество от другого. Парадигма как бы задает направленность исследованию объекта, в русле которой исследователь, опираясь на те или иные исходные принципы подхода к его изучению, критерии понимания его природы и строения, отбирает факты, производит соответствующие обобщения.

В истории социально-философской мысли имели и имеют место различные концептуально-теоретические подходы, в рамках которых или с помощью которых происходит описание и объяснение социума, предпринимаются попытки раскрыть его сущность. В зависимости от оснований классификации можно выделить несколько таких подходов: модели, исходящие из внутренней детерминации общественной жизни или внешней, однофакторные модели или многофакторные. Наиболее известными из них являются три: натурализм, идеализм и материализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: