double arrow

Общественные отношения

Общественная жизнь невозможна без взаимодействия человека с природой, но она также невозможна без взаимодействия людей друг с другом. Это две неразрывно связанные стороны единого процесса человеческой жизнедеятельности. Но сначала нужно уточнить понятия “связь” и “отношение”. Это философские категории, используемые для характеристики процессов взаимодействия. Понятие “связь” фиксирует взаимозависимость и взаимообусловленность явлений, разделенных в пространстве и во времени. Понятие “отношение”, отражая момент зависимости и обусловленности явлений, фиксирует также и момент их независимости и относительной самостоятельности.

В отличие от природных процессов и явлений - общественные отношения - это отношения между людьми (социальными субъектами) и уже этим они качественно отличаются от связей природных. Прежде всего необходимо различать два основных вида отношений, имеющих место в обществе: собственно общественные отношения и то, что принято называть “психологическими” отношениями личности. Общественные отношения включают в себя производственно-экономические, организационно-технологические, социальные, политические, правовые, межнациональные, международные и другие.

Итак, понятие “общественные отношения” может быть использовано в широком смысле, когда имеются в виду любые отношения между людьми, в том числе и межличностные - “психологические”, и в узком, когда речь идет только об отношениях между большими социальными группами людей или между индивидами как представителями этих социальных групп. В рамках философского и социологического подходов к обществу понятие “общественные отношения” чаще всего употребляется во втором - узком смысле. Под общественными отношениями, в данном случае, понимают относительно устойчивые формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами и индивидами как представителями этих социальных групп, различающихся по положению в обществе и выполняемым социальным ролям.

Общественные отношения, выступая необходимой формой человеческой деятельности, многообразны по своим видам. Их можно классифицировать по видам деятельности, формой которых они являются: производственные, политические, правовые и др. отношения. Общественные отношения могут подразделяться на материальные и духовные (или идеологические). Определяющим критерием такой классификации считается независимость материальных отношений в процессе их возникновения от сознания людей. В отличие от материальных идеологические отношения складываются при условии их предварительного осознания. К материальным относят прежде всего производственные отношения, т.е. те, в которые люди вынуждены вступать в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. К материальным относят также и семейно-бытовые отношения как отношения объективно-необходимые для производства и воспроизводства человеческого рода. Среди идеологических отношений (или духовных) выделяют правовые, политические, нравственные, эстетические, религиозные и др. Материальные общественные отношения считаются базисными в жизни общества, а идеологические - надстроечными, т.е. вторичными и зависимыми, в конечном счете, от материальных отношений, хотя и выполняющими в системе общественных отношений активную роль.

Общественные отношения, существуя как социальная форма деятельности людей, представляют собой то реальное социальное пространство, в которое попадает каждый входящий в мир индивид и в рамках которого он живет и действует, развивается как личность. При этом общественные отношения, как и деятельность, формой которой они являются, могут объективироваться, опредмечиваться как в средствах своего осуществления, так и в своих результатах. Опредмечиванием называют процессы, в ходе которых человеческие способности переходят в предметы и воплощаются в них, благодаря чему эти предметы становятся социально-культурными или, как писал в свое время К.Маркс, “человеческими предметами”. Деятельность опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта - человека. Изменяя мир, человек изменяет самого себя.

Телесная (биосоциальная) форма предметности представлена деятельностью самого человека как физического, биосоциального существа - субъекта, творца деятельности и общественных отношений и их продукта и результата. Вещная форма предметности есть результат преобразования человеком вещества природы в процессе трудовой деятельности. Основу знаково-символической формы предметности составляет человеческий язык.

Для осмысления общественной жизни особый интерес представляет институциональная форма предметности - социальные институты.

Само понятие “социальный институт” (от лат. institutum - установление, учреждение) пришло в социальную философию и социологию из юридических наук, где его использовали для обозначения комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения (например, институт наследования, институт собственности, институт семьи и брака и т.п.). Одним из первых среди философов, кто уделил значительное внимание проблеме организации и институционализации общественной жизни был позитивист Г.Спенсер.

При всем различии подходов к пониманию социального института, существующих в современной литературе, можно констатировать, что социальный институт рассматривается не как процесс, а как результат определенной деятельности людей, детерминируемой социально значимыми потребностями и интересами социальных субъектов в ее организации, дифференциации и специализации. Исходя из этого, возможно дать такое определение социального института: это устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей (общества в целом или отдельных социальных групп, классов, наций), посредством которого реализуются их общие потребности и интересы (экономические, политические, культурные и др.). Социальный институт, таким образом, фиксирует какой-то вид человеческой деятельности и общественных отношений. В своем развитом виде он представляет собой целостное системное образование, которое включает в себя: во-первых, определенное объединение людей, их организацию. во-вторых, определенную нормативную систему - совокупность тех или иных принципов деятельности, правил и норм поведения обязательных для данного объединения людей, их организации; в-третьих, определенную систему ценностей, предполагающую наличие общих целей, общих идеалов, т.е. всего того, что мотивирует общие действия людей и способствует выработке их общей воли; в-четвертых, совокупность определенных материально-вещественных и экономических средств совместной деятельности людей: технические средства деятельности, здания, линии коммуникации, финансы и т.п.

Функции, которые присущи всем социальным институтам:

- обеспечение условий для удовлетворения потребностей и интересов социальных субъектов;

- закрепление и воспроизводство определенных общественных отношений;

- регулирование деятельности и общественных отношений;

- включение людей в определенные виды деятельности и отношений.

Социальные институты многообразны. Их можно классифицировать по разным основаниям: во-первых, по основным сферам жизнедеятельности общества (экономические, политические и т.д.); во-вторых, по выполняемым функциям (институты, связанные с выполнением функций политической власти в обществе, производства и распределения материальных благ, культурных ценностей и т.д.); в-третьих, по видам деятельности (церковь - как институт, занимающийся религиозной деятельностью, школьная система - учебной, академия наук - научной, государство - политической, банки - финансово-кредитной, и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: