Индустрии туризма и гостеприимства

Система финансового планирования предприятий

Система финансового планирования. Формы финансовых планов.

Раздел 2. Финансовое планирование на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства

Финансовое планирование – процесс разработки финансовых планов, основная задача которых состоит в определении потребности предприятия в финансовых ресурсах в текущем и долгосрочном периоде.

Выделение финансового планирования как особого вида планирования обусловлено следующим:

- относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства;

- активным воздействием на производство;

- необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов;

- финансовое планирование обеспечивает контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния предприятия;

- финансовое планирование взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности, в частности учитывает многие показатели хозяйственной деятельности (объем производства и реализации, затраты, на производство, капитальные затраты и т.п.). НО! Финансовое планирование не является простым пересчетом показателей производства в финансовые показатели, поскольку при финансовом планировании к показателям производства добавляются неучтенные внутренние резервы предприятия и определяются более эффективные пути использования потенциала компании, пути более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, пути повышения потребительских свойств продукции (услуги) и т.п.

Задачи финансового планирования:

- обеспечение деятельности компании финансовыми ресурсами и денежными средствами,

- увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они есть,

- организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами,

- обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов,

- обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.

По длительности планового периода различают стратегические, текущие и оперативные финансовые планы.

 
 


При разработке финансовых планов определяют:

- затраты на реализуемую продукцию,

- выручку от реализации,

- денежные накопления,

- амортизацию,

- источники и объем финансирования,

- объем инвестиций на планируемый период,

- потребности в оборотных средствах и источники их покрытия,

- направления распределения и использования прибыли,

- взаимоотношения с бюджетом и банками.

Общий финансовый план разрабатывается сквозным образом с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям компании. В сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения, причем не только финансовые показатели, но и показатели, выраженные в натуральных показателях.

Этапы планирования:

- составление плана продаж,

- согласование плана выпуска с возможностями производства,

- расчет расходов по снабжению, энергетике и т.п.,

- сведение финансовых данных в документах по финансовым потокам и оборотному капиталу,

- коррекция планов при неудовлетворительном результате,

- принятие плана.

Реальность системы финансового планирования компании предопределяется наличием схемы координации всех планов компании и наличием системы ответственности за выполнение каждого плана. Система ответственности в свою очередь реализуется путем введения центров финансовой ответственности (или центров финансового учета). Такая система позволяет автоматически отслеживать эффективность работы служащих и подразделений компании, снабжает руководство механизмом оценки деятельности компании, позволяет выделить наиболее эффективные подразделения и направления деятельности, а также определить приоритетные направления и перераспределить ресурсы с целью развития именно перспективных направлений и подразделений.

В процессе разработки финансовых планов используются следующие методы:

1) Расчетно-аналитический метод. Заключается в расчете финансовых показателей на основании анализа достигнутого за прошлый период, индексов развития и экспертных оценок этого развития в планируемом периоде на основе изучения связи финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Этот метод используется для расчета выручки, прибыли, параметров распределения прибыли.

В сфере туризма и гостеприимства при использовании данного метода предполагается:

- Переменные затраты, оборотные активы и кредиторская задолженность при изменении объема продаж изменяются в той же пропорции. Это означает, что изменение оборотных активов и кредиторской задолженности будет равно в плановом периоде изменению выручки. Здесь переменные затраты – это расходы, которые изменяются пропорционально увеличению или уменьшению общего оборота. Для турфирмы в переменные затраты включают расходы, связанные с обслуживанием одного клиента, которые необходимо оплатить внешним поставщикам или контрагентам (стоимость билетов, размещения, экскурсионного обслуживания и т.п.).

- Изменение стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент увеличения объема реализации в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степени материального и морального износа наличных средств производства и т.д.

- Долгосрочные обязательства и уставный капитал используются в прогнозе неизменными.

- Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом распределения чистой прибыли на дивиденды или выплаты собственникам.

2) Балансовый метод. Этот метод применяется при планировании распределения средств. Он заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании:

Он + П = Р + Ок

Он – остатки средств на начало планируемого периода

П – поступления средств

Р – расходование средств в планируемом периоде

Ок – остатки средств на конец планируемого периода

3) Нормативный метод. Он заключается в использовании установленных норм и нормативов (норм амортизации, налоговых ставок, норм загрузки и т.п.), и определении необходимых ресурсов для достижения этих нормативов.

4) Метод оптимизации плановых решений. Он заключается в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального.

5) Экономико-математическое моделирование. Оно заключается в прогнозировании финансовых показателей на срок не менее 5 лет. Финансовые показатели определяются на основе математических моделей, отражающих зависимость показателя от системы ряда факторов, которые на него влияют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: