Система финансового планирования предприятий
Система финансового планирования. Формы финансовых планов.
Раздел 2. Финансовое планирование на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства
Финансовое планирование – процесс разработки финансовых планов, основная задача которых состоит в определении потребности предприятия в финансовых ресурсах в текущем и долгосрочном периоде.
Выделение финансового планирования как особого вида планирования обусловлено следующим:
- относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства;
- активным воздействием на производство;
- необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов;
- финансовое планирование обеспечивает контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния предприятия;
- финансовое планирование взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности, в частности учитывает многие показатели хозяйственной деятельности (объем производства и реализации, затраты, на производство, капитальные затраты и т.п.). НО! Финансовое планирование не является простым пересчетом показателей производства в финансовые показатели, поскольку при финансовом планировании к показателям производства добавляются неучтенные внутренние резервы предприятия и определяются более эффективные пути использования потенциала компании, пути более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, пути повышения потребительских свойств продукции (услуги) и т.п.
|
|
Задачи финансового планирования:
- обеспечение деятельности компании финансовыми ресурсами и денежными средствами,
- увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они есть,
- организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами,
- обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов,
- обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.
По длительности планового периода различают стратегические, текущие и оперативные финансовые планы.
При разработке финансовых планов определяют:
- затраты на реализуемую продукцию,
- выручку от реализации,
- денежные накопления,
- амортизацию,
- источники и объем финансирования,
- объем инвестиций на планируемый период,
- потребности в оборотных средствах и источники их покрытия,
- направления распределения и использования прибыли,
|
|
- взаимоотношения с бюджетом и банками.
Общий финансовый план разрабатывается сквозным образом с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям компании. В сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения, причем не только финансовые показатели, но и показатели, выраженные в натуральных показателях.
Этапы планирования:
- составление плана продаж,
- согласование плана выпуска с возможностями производства,
- расчет расходов по снабжению, энергетике и т.п.,
- сведение финансовых данных в документах по финансовым потокам и оборотному капиталу,
- коррекция планов при неудовлетворительном результате,
- принятие плана.
Реальность системы финансового планирования компании предопределяется наличием схемы координации всех планов компании и наличием системы ответственности за выполнение каждого плана. Система ответственности в свою очередь реализуется путем введения центров финансовой ответственности (или центров финансового учета). Такая система позволяет автоматически отслеживать эффективность работы служащих и подразделений компании, снабжает руководство механизмом оценки деятельности компании, позволяет выделить наиболее эффективные подразделения и направления деятельности, а также определить приоритетные направления и перераспределить ресурсы с целью развития именно перспективных направлений и подразделений.
В процессе разработки финансовых планов используются следующие методы:
1) Расчетно-аналитический метод. Заключается в расчете финансовых показателей на основании анализа достигнутого за прошлый период, индексов развития и экспертных оценок этого развития в планируемом периоде на основе изучения связи финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Этот метод используется для расчета выручки, прибыли, параметров распределения прибыли.
В сфере туризма и гостеприимства при использовании данного метода предполагается:
- Переменные затраты, оборотные активы и кредиторская задолженность при изменении объема продаж изменяются в той же пропорции. Это означает, что изменение оборотных активов и кредиторской задолженности будет равно в плановом периоде изменению выручки. Здесь переменные затраты – это расходы, которые изменяются пропорционально увеличению или уменьшению общего оборота. Для турфирмы в переменные затраты включают расходы, связанные с обслуживанием одного клиента, которые необходимо оплатить внешним поставщикам или контрагентам (стоимость билетов, размещения, экскурсионного обслуживания и т.п.).
- Изменение стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент увеличения объема реализации в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степени материального и морального износа наличных средств производства и т.д.
- Долгосрочные обязательства и уставный капитал используются в прогнозе неизменными.
- Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом распределения чистой прибыли на дивиденды или выплаты собственникам.
2) Балансовый метод. Этот метод применяется при планировании распределения средств. Он заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании:
Он + П = Р + Ок
Он – остатки средств на начало планируемого периода
П – поступления средств
Р – расходование средств в планируемом периоде
Ок – остатки средств на конец планируемого периода
3) Нормативный метод. Он заключается в использовании установленных норм и нормативов (норм амортизации, налоговых ставок, норм загрузки и т.п.), и определении необходимых ресурсов для достижения этих нормативов.
|
|
4) Метод оптимизации плановых решений. Он заключается в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального.
5) Экономико-математическое моделирование. Оно заключается в прогнозировании финансовых показателей на срок не менее 5 лет. Финансовые показатели определяются на основе математических моделей, отражающих зависимость показателя от системы ряда факторов, которые на него влияют.