double arrow

Показатели эффективности использования капитала

Капитал предприятия.

В экономической теории выделяют три основ­ных фактора производства:

- капитал,

- землю и другие природные ресурсы,

- трудовые ресурсы.

В системе этих факторов производ­ства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объ­единяет все факторы в единый производственный комплекс. С позиций микроэкономики — это стоимость, аван­сируемая в производство с целью получения прибыли.

В финансовом менеджменте под капиталом понимаются все источники финансирования активов предприятия.

Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвести­рованных в формирование его активов.

Общий размер капитала определяется исходя из потребно­стей предприятия в оборотных и внеоборотных активах. Для любого хозяйствующего субъекта формирование первоначаль­ного капитала является сложной задачей и требует определе­ния его оптимального размера, источников финансирования, а также наиболее выгодного размещения с точки зрения получе­ния будущих доходов.

Структура капитала — это соотношение между собственным и заемным капиталом и их доли в общем капитале предприятия

Структура капитала

       
   
 


Доля собственного капитала Доля заемного капитала

в общем объеме капитала в общем объеме капитала

СКЗК

К К

Рис. Структура капитала предприятия

Для туристских фирм характерны особый состав и структура источников финансовых ресурсов. Финансирование турист­ской деятельности производится в основном за счет привлечен­ных (более 2/3) и частично за счет собственных средств. Заемных средств нет, так как туристская фирма как правило получает деньги за про­данные путевки раньше, чем предоставляет по ним услуги.

Среди привлеченных средств основную долю (50 % у тур­операторов и 70 % у турагентов) составляет кредиторская за­долженность. Этими ресурсами туристская фирма может поль­зоваться бесплатно и относительно долговременно.

Туристские фирмы, как правило, не пользуются кредито­ванием под оборотные средства. Потребность в заемных сред­ствах у турфирмы возникает при изменении ее стратегии - расширении бизнеса, вхождении в новый бизнес, например для строительства гостиниц, турбаз, приобретения автобусов и т.п.

Собственный капитал предприятия (раздел III баланса) мо­жет быть представлен следующими формами:

- уставный капитал,

- добавочный капитал,

- резервный капитал,

- специальные фон­ды,

- нераспределенная прибыль.

Таблица Структура пассивов туристских фирм, %

Раздел баланса Наименование статьи пассива Туроператор Турагент
III Собственные средства    
IV Заемные средства - -
V Привлеченные средства, в том числе:    
  кредиторская задолженность    
  авансы покупателей 9,6 5,7
  прочие 5,4 6,3
  Итого    

Основные источники формирования собственного капитала подразделяют на внутренние и внешние.

Источники формирования собственного капитала предприятия


Внутренние:

- прибыль

- амортизационные отчисления

- прочие источники


Внешние:

- эмиссия и реализация акций

- безвозмездная финансовая помощь

- прочие источники


Заемный капитал в зависимости от периода привлечения под­разделяется на долгосрочный капитал — заемные средства, при­влекаемые предприятием на срок свыше 1 года, и краткосрочный капитал — заемные средства, привлекаемые на срок менее одного года.

Формы заемного капитала представлены на рис.

Заемный капитал


Долгосрочный:

- Долгосрочные кредиты банка

- Облигационный заем

- Прочие формы


Краткосрочный:

- Краткосрочный кредит

- Краткосрочный заем

- Кредиторская задолженность

- Прочие формы


Рис. Формы заемного капитала

Стоимость капитала — это цена, которую предприятие платит за его привлечение из различных источни­ков, иначе говоря, общая сумма средств, которую нужно упла­тить за использование определенного объема привлекаемых на рынке капитала финансовых ресурсов, выраженная в про­центах к этому объему.

С позиции финансовой стратегии понятие стоимости ис­точника имеет особую значимость, так как именно в долго­срочном плане всегда ставится задача и одновременно сущест­вует возможность выбора того или иного источника или их оп­тимальной по затратам комбинации.

Любая компания обычно финансируется из нескольких ис­точников одновременно. Все источники по затратам можно подразделить на две группы:

а) платные источники, которых большинство, например за привлечение кредитов и займов платят проценты, акционерам платят дивиденды, кредитор­ская задолженность по товарным операциям нередко связана с отказом от скидки, т.е. тоже не является бесплатной, и т.п.;

б) бесплатные источники, к которым относятся отдельные ви­ды текущей кредиторской задолженности, например задол­женность по заработной плате.

Затраты, связанные с привлечением и обслу­живанием того или иного источника, неодинаковы. Напри­мер, проценты по краткосрочным и долгосрочным кредитам не совпадают; ставка, предлагаемая банком, обусловлена сте­пенью финансовой зависимости заемщика; разные банки предлагают различные процентные ставки; то же можно ска­зать об облигационных займах и акциях.

Поскольку стоимости источников средств различны, стоимость капитала коммерческой компании в целом находят по формуле средней арифметической взвешенной, а соответствующий показатель называют средневзвешенной стоимостью капитала (Weighted Average Cost Capital – WACC):

WACC = ∑ Сi*Уi

где Сi стоимость отдельного источника капитала;

Уi удель­ный вес отдельного источника капитала.

Финансовый менеджер, принимающий решение о структу­ре капитала, должен количественно оценить выгоды и риски, связанные с привлечением заемного капитала, добиваясь уве­личения отдачи вложенных собственных средств, т.е. превы­шения доходности собственного капитала над доходностью актива.

Привлечение заемного капитала имеет смысл, если его стоимость ниже ожидаемой доходности актива. Чем больше доля заемных средств в общей сумме капитала, тем больше риск неполучения чистого денежного потока владельцами соб­ственного капитала и выше требуемая ими доходность. Боль­шая сумма заемного капитала повышает риск кредитора, что ведет к росту требуемой им доходности.

Финансовый рычаг (левередж) характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Ины­ми словами, финансовый рычаг представляет собой объектив­ный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала и позволяю­щий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируе­мой прибыли на собственный капитал при различной доле ис­пользования заемных средств, называется эффектом финансо­вого левереджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

        Рентабельность   зк
ЭФЛ   1-СНП   активов — проценты   ск
Эффект финансового рычага Налоговый корректор X за кредит Дифференциал финансового рычага X Плечо финансового рычага
           

Эффект финансового рычага определяется:

- налоговым корректором финансового левереджа (1 - СНП, где СНП — ставка налога на прибыль), показывающим, в ка­кой степени проявляется эффект финансового левереджа при различных уровнях налогообложения прибыли;

- дифференциалом финансового рычага (рентабельность акти­вов — проценты за кредит), который характеризует разницу между коэффициентом экономической (валовой) рентабель­ности активов и средним процентом за кредит. Привлечение заемных средств целесообразно, пока дифференциал поло­жительный;

- коэффициентом финансового рычага (плечо) ЗК/СК, характе­ризующим сумму заемного капитала, используемого предпри­ятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Тогда, рентабельность собственного капитала можно рассчитать как:

Рск = (1 - СНП)*Ра + ЭФЛ

Составляющие финансового левереджа не являются неза­висимыми. Обычно при увеличении доли заемных средств рас­тет требуемая доходность по заемному капиталу и, как следст­вие, дифференциал финансового левереджа уменьшается.

Высокая динамичность этого показателя обусловливает не­обходимость постоянного мониторинга в процессе управления эффектом финансового левереджа и вызвана действием ряда факторов.

Во-первых, в период ухудшения конъюнктуры финансо­вого рынка (в первую очередь при сокращении объема предло­жения на нем свободного капитала) стоимость заемных средств может резко возрасти, превысив уровень валовой при­были, генерируемой активами предприятия.

Во-вторых, снижение финансовой устойчивости пред­приятия вследствие повышения доли используемого заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличивать ставку процента за кредит с учетом включения в нее премии за дополнительный финан­совый риск. При определенном уровне риска (а соответствен­но и определенной общей ставке процента за кредит) диффе­ренциал финансового левереджа может быть сведен к нулю (и тогда использование заемного капитала не даст прироста рен­табельности собственного капитала) и даже стать отрицатель­ным, когда рентабельность собственного капитала снизится, так как часть чистой прибыли, генерируемой собственным ка­питалом, будет направляться на обслуживание заемного капи­тала по высоким ставкам процента.

В-третьих, в период ухудшения конъюнктуры товарного рынка сокращается объем реализации продукции, а следова­тельно, и валовая прибыль предприятия от операционной дея­тельности. В этих условиях отрицательный дифференциал финансового левереджа может формироваться даже при неизменных ставках процента за кредит за счет снижения коэффи­циента валовой рентабельности активов.

Формирование отрицательного дифференциала финансо­вого левереджа по любой из перечисленных выше причин все­гда приводит к снижению коэффициента рентабельности соб­ственного капитала, и использование предприятием заемного капитала даст негативный эффект.

Знание механизма воздействия финансового левереджа на прибыльность собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью капитала предприятия, так и его структурой.

Решая вопросы, связанные с получением (и предоставле­нием) кредитов на тех или иных условиях, надо по формуле вы­числить эффект финансового рычага.

Затем осуществляется выбор оптимальной структуры капитала, который происходит по следующим критериям:

- Максимизация рентабельности собственного капитала

- Минимизация стоимости капитала

- Минимизация уровня финансовых рисков


Понятие и виды денежных потоков,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: