В налоговой практике существуют три способа исчисления налогов:
• кадастровый;
• уплата у источника (административный способ);
• уплата по декларации.
Первый способ предполагает использование кадастра.
Кадастр – это реестр, который содержит перечень типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения.
В настоящее время в нашей стране применяются только земельный кадастр.
К внешним признакам, по которым ранжируются объекты обложения, в земельном кадастре относятся: размер участка, удаленность от транспортных путей и населенных пунктов, плодородие земли, цель использования земли.
К особенностям данного способа исчисления налогов относятся следующие:
• доходность объектов обложения определяет государство;
• сумму налога (налоговый оклад) для физических лиц рассчитывают налоговые органы, поэтому отчетность по налогам для физических лиц не устанавливается. Юридические лица сами рассчитывают величину налогового оклада и отчитываются по налогу в установленные сроки;
|
|
• перечисление налога производят сами плательщики;
• уплата налога не связывается с фактом получения дохода и его величиной. Даже если налогоплательщик не получил доход от эксплуатации объекта обложения, он обязан уплатить налог;
• сроки уплаты налогов не зависят от момента получения дохода. Поэтому устанавливаются фиксированные даты платежей.
К недостаткамметода относятся следующие:
• уровень доходности объекта обложения, установленный в кадастре по внешним признакам, часто не соответствует реальному доходу;
• твердые ставки налога приводят к регрессивности обложения;
• составление кадастра и его обновление являются трудоемкими процессами, что увеличивает издержки по сбору налогов.
К преимуществамэтого способа относятся простота налоговой техники при расчете оклада налога, невозможность для налогоплательщика уклониться от уплаты налога, занизить объект обложения.
Второй способ исчисления – у источника или административный способ – называется так потому, что все операции по оценке, учету, расчетам налогов осуществляются без участия налогоплательщика у источника получения дохода.
К особенностям способа относятся следующие:
1) наряду с основными субъектами налогового отношения (государство, налогоплательщик) появляется третий субъект – посредник-сборщик налогов, которого называют налоговым агентом.
В качестве налогового агента выступает юридическое или физическое лицо, предоставившее возможность налогоплательщику получить доход. В подоходном налоге налоговым агентом является наниматель, выплачивающий заработную плату рабочим и служащим. В налоге с доходов – банки, другие финансово-кредитные учреждения, акционерные общества, выплачивающие доходы по ценным бумагам их держателям, доходы по депозитным сертификатам;
|
|
2) начисление, удержание из дохода налогоплательщика, перечисление налогов в бюджет, составление налоговый отчетности осуществляет налоговый агент;
3) обязательства по уплате налога возникают только при получении дохода: если нет дохода, нет и оснований для уплаты налогов;
4) сроки уплаты налогов связаны с моментом получения дохода, причем изъятие налога осуществляется до получения налогоплательщиком своего дохода.
Преимуществамиданного способа уплаты налогов являются следующие:
• исключается возможность уклонения налогоплательщика от уплаты налогов (сокрытия доходов от обложения, занижения объекта обложения);
• обязанности налоговых органов при данном способе уплаты налогов ограничиваются налоговым контролем. В связи с этим не требуется большая численность налоговых работников, а значит, издержки по сбору налогов указанным способом относительно невелики.
Третий способ исчисления налогов – по декларации предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т.е. официального заявления о полученных доходах.
Особенностями данного способа уплаты налогов являются следующие:
• налоговую базу определяет сам налогоплательщик;
• оклад налога устанавливают налоговые органы на основе данных декларации о доходах. (На практике оклад рассчитывает сам налогоплательщик, а налоговый инспектор проверяет расчет и при необходимости вносит в него изменения);
• налогоплательщик сам в установленные сроки перечисляет налоги в бюджет и представляет отчеты в налоговые органы;
• возникновение обязательств по уплате налогов может быть связано или не связано с фактом получения дохода. Первый случай имеет место при налогообложении по твердым ставкам предпринимателей, функционирующих без образования юридического лица. Налогоплательщики обязаны внести в бюджет установленные суммы налога вне зависимости от того, получен ли доход и в каком размере. В остальных случаях, если налогоплательщик не получает доход (прибыль), то и не возникает обязанностей по внесению налогов в бюджет;
• в отличие от изъятия налога у источника в данном случае сначала налогоплательщик получает доход, а затем уплачивает налог (кроме случая обложения по твердым ставкам).
Недостатком данного способа является возможность уклонения налогоплательщика от уплаты налогов через сокрытие объектов обложения, занижение налоговой базы.