double arrow

Способы исчисления налогов


В налоговой практике существуют три способа исчисления налогов:

• кадастровый;

• уплата у источника (административный способ);

• уплата по декларации.

Первый способ предполагает использование кадастра.

Кадастр – это реестр, который содержит перечень типич­ных объектов обложения, классифицируемых по внешним при­знакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения.

В настоящее время в нашей стране применяются только земельный кадастр.

К внешним признакам, по которым ранжируются объекты обложения, в земельном кадастре относятся: размер участка, удаленность от транспортных путей и населенных пунктов, пло­дородие земли, цель использования земли.

К особенностям данного способа исчисления налогов относятся следующие:

• доходность объектов обложения определяет государство;

• сумму налога (налоговый оклад) для физических лиц рас­считывают налоговые органы, поэтому отчетность по налогам для физических лиц не устанавливается. Юридические лица сами рас­считывают величину налогового оклада и отчитываются по налогу в установленные сроки;

• перечисление налога производят сами плательщики;




• уплата налога не связывается с фактом получения дохода и его величиной. Даже если налогоплательщик не получил доход от эксплуатации объекта обложения, он обязан уплатить налог;

• сроки уплаты налогов не зависят от момента получения дохо­да. Поэтому устанавливаются фиксированные даты платежей.

К недостаткамметода относятся следующие:

• уровень доходности объекта обложения, установленный в кадастре по внешним признакам, часто не соответствует реаль­ному доходу;

• твердые ставки налога приводят к регрессивности обложения;

• составление кадастра и его обновление являются трудоем­кими процессами, что увеличивает издержки по сбору налогов.

К преимуществамэтого способа относятся простота налого­вой техники при расчете оклада налога, невозможность для нало­гоплательщика уклониться от уплаты налога, занизить объект об­ложения.

Второй способ исчисления у источника или административный способ– называется так пото­му, что все операции по оценке, учету, расчетам налогов осуще­ствляются без участия налогоплательщика у источника получения дохода.

К особенностям способа относятся следующие:

1) наряду с основными субъектами налогового отношения (государство, налогоплательщик) появляется третий субъект – по­средник-сборщик налогов, которого называют налоговым агентом.

В качестве налогового агента выступает юридическое или физическое лицо, предоставившее возможность налогоплатель­щику получить доход. В подоходном налоге налоговым агентом является наниматель, выплачивающий заработную плату рабочим и служащим. В налоге с доходов – банки, другие финансово-кре­дитные учреждения, акционерные общества, выплачивающие доходы по ценным бумагам их держателям, доходы по депозит­ным сертификатам;



2) начисление, удержание из дохода налогоплательщика, перечисление налогов в бюджет, составление налоговый отчетности осуществляет налоговый агент;

3) обязательства по уплате налога возникают только при по­лучении дохода: если нет дохода, нет и оснований для уплаты налогов;

4) сроки уплаты налогов связаны с моментом получения дохо­да, причем изъятие налога осуществляется до получения налого­плательщиком своего дохода.

Преимуществамиданного способа уплаты налогов являются следующие:

• исключается возможность уклонения налогоплательщика от уплаты налогов (сокрытия доходов от обложения, занижения объек­та обложения);

• обязанности налоговых органов при данном способе уплаты налогов ограничиваются налоговым контролем. В связи с этим не требуется большая численность налоговых работников, а значит, издержки по сбору налогов указанным способом относительно невелики.

Третий способ исчисления налогов – по декларации предус­матривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы дек­ларации, т.е. официального заявления о полученных доходах.



Особенностями данного способа уплаты налогов являются следующие:

• налоговую базу определяет сам налогоплательщик;

• оклад налога устанавливают налоговые органы на основе данных декларации о доходах. (На практике оклад рассчитывает сам налогоплательщик, а налоговый инспектор проверяет расчет и при необходимости вносит в него изменения);

• налогоплательщик сам в установленные сроки перечисляет налоги в бюджет и представляет отчеты в налоговые органы;

• возникновение обязательств по уплате налогов может быть связано или не связано с фактом получения дохода. Первый слу­чай имеет место при налогообложении по твердым ставкам пред­принимателей, функционирующих без образования юридического лица. Налогоплательщики обязаны внести в бюджет установлен­ные суммы налога вне зависимости от того, получен ли доход и в каком размере. В остальных случаях, если налогоплательщик не получает доход (прибыль), то и не возникает обязанностей по внесению налогов в бюджет;

• в отличие от изъятия налога у источника в данном случае сначала налогоплательщик получает доход, а затем уплачивает налог (кроме случая обложения по твердым ставкам).

Недостатком данного способа является возможность уклоне­ния налогоплательщика от уплаты налогов через сокрытие объек­тов обложения, занижение налоговой базы.







Сейчас читают про: