Общие положения о налогообложении иностранных юридических лиц

Расширение сферы внешнеэкономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными страна­ми, использование в этой сфере новых рычагов и стимулов ры­ночного характера обусловливают необходимость поиска путей создания выгодных обеим сторонам форм сотрудничества, а так­же форм контроля за коммерческой деятельностью зарубежных фирм на территории республики, за продвижением товаропотоков, денежных средств через границу.

Одной из проблем экономического сотрудничества является выработка механизма налогового регулирования результатов дея­тельности иностранных фирм.

Налоговый режим зависит от правового статуса иностранного плательщика и осуществляется по принципу резидентства и тер­риториальности.

Принцип резидентства предусматривает налогообложение до­ходов резидентов, полученных как на территории страны, так и за ее пределами. У нерезидентов облагаются только доходы, получен­ные в данной стране. В то же время принцип территориальности основывается на национальной принадлежности источника дохода и предусматривает налогообложение в данной стране только дохо­дов, извлеченных на ее территории. Любые доходы, полученные за рубежом, освобождаются от уплаты налогов в данной стране.

Между отдельными странами нет единообразия в примене­нии этих критериев, что связано с их национальными интересами. Так, для стран, компании которых получают значительные прибыли от их зарубежной деятельности и от капиталов, поме­щенных за рубежом, желательно разграничение налоговой юрисдикции. Проблема двойного налогообложения возникает в силу того, при осуществлении международной торговли и инвестиционной деятельности создаются ситуации, при которых один и тот же доход субъектов хозяйствования может попадать под налоговую юрисдикцию более чем одной страны. По мере увеличения объемов международной торговли и инвестиционной деятельности число случаев двойного налогообложения будет возрастать, если страны будут предотвращать его путем заключения соответствующих соглашений и односторонних мер в законодательстве.

Двойное налогообложение имеет несколько последствий. Оно влечет за собой не только то, что одна и та же операция фактически облагается налогом более одного раза, но и то, что сумма отдельных налогов зачастую превышает сумму налога, начисляемого по другим сопоставимым с экономической точки зрения операциям.

Таким образом, распределение налогового бремени становит­ся несправедливым. Кроме того, чем тяжелее бремя многократного налогообложения, тем больше стимулов у частных лиц и кор­пораций уклоняться от уплаты налогов. Стремление компаний избежать уплаты налогов, в свою очередь, может вызвать нарушения нормального функционирования экономических механизмов, что приведет к явному ухудшению состояния национальных экономик и мировой экономики в целом.

В настоящее время в условиях инвестиционного голода в Республике Беларусь решение проблемы двойного обложения, как главного препятствия для привлечения иностранных инвестиционных средств в экономику республики, явля­ется очень важным. При этом одним из наиболее действенных ме­тодов является заключение межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Налоговые соглашения представляют собой структуру, в рам­ках которой компании, получающие доходы за границей, могут планировать свои доходы. Их основная цель заключается в коор­динации применения местных и иностранных систем налогообло­жения путем закрепления за каждым государством права налого­обложения отдельных видов доходов, полученных юридическими и физическими лицами в разных странах.

На практике встречаются две группы налоговых соглашений: специальные, которые регулируют, ограниченный круг вопросов (таможенные пошлины, международные перевозки, льготный режим налогообложения и т.д.), и общие, наиболее распростра­ненные.

Во всех соглашениях предусматривается применяемое на взаимной основе и при выполнении соответствующих условий полное или частичное освобождение отдельных видов доходов от налогообложения в одном из государств, а также процедура устранения двойного налогообложения.

Соглашения построены на принципах двусторонних договоренностей между странами-партнерами, за исключением соглашений между странами - бывшими членами СЭВ, которые зак­лючены на многосторонней основе.

В настоящее время наша республика подписала соглашения об устранении двойного налогообложения доходов и имущества с Болгарией, Чехией, Венгрией, Монголией, Румынией, Словакией, Канадой, Австрией, Украиной, Польшей, Латвией, Румынией, Турцией, Чехией, Вьетнамом, Казахстаном, Эстонией, Бельгией и Россией и др. странами.

У иностранного юридического лица, получающего доходы из источников в Республике Беларусь, возникают обязательства по внесению налогов в бюджет Республики Беларусь. Объем этих обязательств зависит от вида деятельности, которую осуществляет нерезидент в республике. Национальное законодательство разграничивает принцип налогообложения доходов иностранных юридических лиц для случаев, когда в Беларуси осуществляется предпринимательская деятельность нерезидентов через постоянное представительство, и доходов нерезидентов, имеющих пассивный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: