Расширение сферы внешнеэкономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами, использование в этой сфере новых рычагов и стимулов рыночного характера обусловливают необходимость поиска путей создания выгодных обеим сторонам форм сотрудничества, а также форм контроля за коммерческой деятельностью зарубежных фирм на территории республики, за продвижением товаропотоков, денежных средств через границу.
Одной из проблем экономического сотрудничества является выработка механизма налогового регулирования результатов деятельности иностранных фирм.
Налоговый режим зависит от правового статуса иностранного плательщика и осуществляется по принципу резидентства и территориальности.
Принцип резидентства предусматривает налогообложение доходов резидентов, полученных как на территории страны, так и за ее пределами. У нерезидентов облагаются только доходы, полученные в данной стране. В то же время принцип территориальности основывается на национальной принадлежности источника дохода и предусматривает налогообложение в данной стране только доходов, извлеченных на ее территории. Любые доходы, полученные за рубежом, освобождаются от уплаты налогов в данной стране.
|
|
Между отдельными странами нет единообразия в применении этих критериев, что связано с их национальными интересами. Так, для стран, компании которых получают значительные прибыли от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных за рубежом, желательно разграничение налоговой юрисдикции. Проблема двойного налогообложения возникает в силу того, при осуществлении международной торговли и инвестиционной деятельности создаются ситуации, при которых один и тот же доход субъектов хозяйствования может попадать под налоговую юрисдикцию более чем одной страны. По мере увеличения объемов международной торговли и инвестиционной деятельности число случаев двойного налогообложения будет возрастать, если страны будут предотвращать его путем заключения соответствующих соглашений и односторонних мер в законодательстве.
Двойное налогообложение имеет несколько последствий. Оно влечет за собой не только то, что одна и та же операция фактически облагается налогом более одного раза, но и то, что сумма отдельных налогов зачастую превышает сумму налога, начисляемого по другим сопоставимым с экономической точки зрения операциям.
Таким образом, распределение налогового бремени становится несправедливым. Кроме того, чем тяжелее бремя многократного налогообложения, тем больше стимулов у частных лиц и корпораций уклоняться от уплаты налогов. Стремление компаний избежать уплаты налогов, в свою очередь, может вызвать нарушения нормального функционирования экономических механизмов, что приведет к явному ухудшению состояния национальных экономик и мировой экономики в целом.
|
|
В настоящее время в условиях инвестиционного голода в Республике Беларусь решение проблемы двойного обложения, как главного препятствия для привлечения иностранных инвестиционных средств в экономику республики, является очень важным. При этом одним из наиболее действенных методов является заключение межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Налоговые соглашения представляют собой структуру, в рамках которой компании, получающие доходы за границей, могут планировать свои доходы. Их основная цель заключается в координации применения местных и иностранных систем налогообложения путем закрепления за каждым государством права налогообложения отдельных видов доходов, полученных юридическими и физическими лицами в разных странах.
На практике встречаются две группы налоговых соглашений: специальные, которые регулируют, ограниченный круг вопросов (таможенные пошлины, международные перевозки, льготный режим налогообложения и т.д.), и общие, наиболее распространенные.
Во всех соглашениях предусматривается применяемое на взаимной основе и при выполнении соответствующих условий полное или частичное освобождение отдельных видов доходов от налогообложения в одном из государств, а также процедура устранения двойного налогообложения.
Соглашения построены на принципах двусторонних договоренностей между странами-партнерами, за исключением соглашений между странами - бывшими членами СЭВ, которые заключены на многосторонней основе.
В настоящее время наша республика подписала соглашения об устранении двойного налогообложения доходов и имущества с Болгарией, Чехией, Венгрией, Монголией, Румынией, Словакией, Канадой, Австрией, Украиной, Польшей, Латвией, Румынией, Турцией, Чехией, Вьетнамом, Казахстаном, Эстонией, Бельгией и Россией и др. странами.
У иностранного юридического лица, получающего доходы из источников в Республике Беларусь, возникают обязательства по внесению налогов в бюджет Республики Беларусь. Объем этих обязательств зависит от вида деятельности, которую осуществляет нерезидент в республике. Национальное законодательство разграничивает принцип налогообложения доходов иностранных юридических лиц для случаев, когда в Беларуси осуществляется предпринимательская деятельность нерезидентов через постоянное представительство, и доходов нерезидентов, имеющих пассивный характер.