double arrow

Понятие целевых сборов, их возникновение, роль и характеристика


Целевые налоги и сборы

1. Понятие целевых сборов, их возникновение, роль и характеристика

2. Отчисления в фонд социальной защиты населения

3. Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

Помимо налогов в централизованные финансовые фонды го­сударства поступают различные взносы, отчисления, платежи, например взносы в страховые фонды (в Республике Беларусь – взносы в Фонд социальной защиты населения, на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования и др.

В экономической теории относительно подобных платежей нет единого мнения о принадлежности их либо к налоговым, либо к пошлинным, либо к прочим платежам. В частности, это касается взносов в страховые государственные фонды. Существует мнение, что страховые взносы – это не финансовые, а трудовые отношения, что они носят компенсационный характер и являются отложенной частью оплаты труда для материального обеспечения при наступлении страхового случая. На самом деле в страховых отношениях нет однозначной компенсационности. Во-первых, плательщик взносов (работодатель) и получатель благ (работник) могут не являться одним лицом. Во-вторых, пенсионное обеспечение (социальные пенсии) могут получать граждане, не вносившие взносы в прошлом. В-третьих, нет эквивалентности между суммой перечисленных взносов и размерами получаемых пенсий. Пенсии выплачиваются в установленном законом размере и могут быть меньше или больше перечисленных ранее сумм.




Кроме того, отношения по уплате взносов и по получению пенсий (пособий) являются принципиально разными. Первые являются отношениями по формированию централизованных финансовых фондов, вторые – отношениями по использованию государственных финансовых ресурсов, их конечному потреблению. В связи с этим сравнение их по критерию равенства, компенсационности не весьма корректное, поскольку из централизованных финансовых фондов не только выплачиваются пенсии, но и финансируются другие услуги социального характера (содержание домов престарелых, оплата санаторно-курортного лечения, предоставление материальной помощи и др.).

Нельзя отнести рассматриваемые платежи и к пошлинам. Общим между указанными платежами и пошлинами является их целевой характер. Однако принципы обложения в первом и во втором случаях существенно различаются.

Пошлинный принцип обложения состоит в покрытии издержек, связанных с оказанием государством услуг публично-правового характера. Причем размер пошлины не должен быть выше затрат, понесенных государством, и должен быть сопоставим с выгодой, получаемой плательщиком. В рассматриваемых платежах в централизованные финансовые фонды плательщик не поучает взамен услуги на эквивалентную сумму. Отдельные плательщики вообще не воспользуются услугами государства и индивидуально не получат выгоды от уплаты денежных средств в государственные финансовые фонды. В данном случае аккумулируемые государством средства (в виде сборов, взносов, отчислений) используются на реализацию общественно-полезных целей, например, на строительство дорог, создание новых рабочих мест др. Таким образом, в отличие от пошлин здесь нет адресного оказания услуг, а суммы средств, внесенные плательщиками, не балансируются в индивидуальном порядке (относительно каждого плательщика) с затратами государства по оказанию услуг.



При установлении размеров пошлин не учитывается платежеспособность лица, а действует принцип эквивалентности: за одну и ту же услугу получатели этой услуги должны уплатить одинаковую сумму, определяемую, исходя из характера и размера услуг, как правило, в твердой сумме.

При установлении ставок отчислений платежеспособность плательщиков учитывается. И достигается это путем применения ставок в процентах к объему обложения, а не в твердой сумме, путем дифференциации ставок в зависимости от определенных критериев, в том числе характеризующих платежеспособность.



Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно заключить, что рассматриваемые платежи носят налоговый характер, соответствуют основным принципам налогообложения (индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательный и принудительный характер). Особенностью указанных налоговых платежей является их целевой характер, закрепление за определенными видами расходов, в отличие от остальных налогов, поступающих в бюджет в обезличенном виде. Это отличие лежит в основе классификации налогов на общие и целевые.

Второй особенностью целевых налогов является то, что они имеют две формы организации – бюджет и внебюджетные фонды, и являются источниками доходов указанных фондов.







Сейчас читают про: