Московский Кремль, как центр русской земли

Переходный характер русской культуры 16 века.

Новгород, как культурная альтернатива Киева и Москвы.

Система ценностных ориентаций в русской культуре 14-15в.

Характеристика русской культура 13 века.

Роковой 37-ой. 49 из 74. Показательная жестокость и народные герои сопротивления (Евпатий Коловрат, Авдотья Рязаночка и др.). Влияние тат.-монг. ярма (ига) на древнерусскую культуру. Памятники древнерусской лит-ры, освещающие данную тему.

8. Русская культура и борьба за независимость в 13 – 14 вв.

Невский, Донской, Сергий Радонежский. Иван Калита и роль Москвы.

1380 год. Борьба Руси против ордынского ига в былинах, песнях, сказаниях: «Битва на Калке», «Разорение Рязани Батыем», «О богатыре Евпатии Коловрате», «Песнь о Щелкане» (Тверь), «Сказание о Мамаевом побоище» (Куликовская битва).

Европа и Россия – Возрождение и предвозрождение. 1380 год и рост национального самосознания. Феофан Грек и Андрей Рублев, как представители русского Ренессанса. Особенности культурной общности Новгорода (целостность, состязательность, открытость). Еретики (стриголники 1375г. и жидовствующие 1470 г.) и исхасты, как две противоположности. Идеи самоценности и самовластия человека.

Особенности исторического пути Новгорода и Москвы.

Особенности культурной общности Новгорода и Москвы.

11. «Москва – третий Рим»: культурное содержание формулы.

Кем, когда и при каких обстоятельствах было сформулировано (Василий III, старец Филофей, "Послание на звездочетцев"). «…два Рима падоша, третей стоитъ, а четвертому не бытии». Акцент на духовность (Русь там «Святая», а не «Великая») и в то же время Иван III и Софья Палеолог, автократия, византийский этикет, великодержавный шовинизм. «Вечный» спор иосифлян (Иосиф Волоцкой) и нестяжателей (Нил Соросский). Идеологический фундамент нового христианского царства.

12. Характеристика русской культуры 15 века. См. №9,10,11

Иван Грозный – первый венчанный (митр. Макарий) самодержец всея Руси, реформатор и разрушитель, мудрец и безумец, литератор и публицист (переписка с Андреем Курбским). Степенная книга, Четьи Минеи. Максим Грек и клуб любителей книжного знания. Послание 1-го русского дипломата Федора Карпова М.Греку о третьей книге Ездры и вопросы цели, власти и свободомыслия. Иван Пересветов и конфликт между Правдой и Верой. Рационализм и гуманизм. Иван Федоров, как трагическая фигура переходного времени (1564 г. – «Апостол»). Юродивые и юродство, как воплощение святости и свободомыслия.

Возвышающее влияние личности: Юрий Долгорукий, Даниил и Юрий Данилович&Михаил тверской, Иван Калита (строительство храма и перенос кафедры), Дмитрий Донской и Сергий Радонежский против Пскова, оба грозных Ивана. Долгорукий - сосновый, Калита – дубовый, Донской – белокаменный, Иван III – краснокирпичный. Аристотель Фиорованти и его вклад в формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля (Успенский собор, технология кладки и др.). Архангельский собор (Алевиз Новый), Колокольня Ивана Великого (Бон Фрязин). Благовещенский собор и церковь Ризположения (пскопские). Архангельский собор-усыпальница (в духе палаццо). Грановитая палата Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари (достраивал кремлевские стены). Собор Василия Блаженного (Барма и Постник).

15. Культура «бунташного» века.

Смута и 1-е Романовы. Развитие просвещения и накопление научных знаний. Усиление роли городской культуры. Первые учебники (грамматика М.Смотрицкого, катехизис Петра Могилы). Открытие славяно-греко-латинской академии. «Социальное расширение литературы» (С. Лихачев). Исторические песни и новые народные герои: Скопин-Шуйский, Ермак и др. «Дивное узорочье» - главная характеристика зодчества. «Обмирщение» архитектуры. Станковая живопись С. Ушакова (парсуна). «Годуновская» и «строгановская» иконописные школы.

16. Раскол: причины и последствия.

Причины и предпосылки (разночтения и ошибки, неудача Максима Грека, флорентийская уния и пр.). Обмирщение культуры как угроза светской и духовной власти. «Спор о вере»: Патриарх Никон и протопоп Аввакум (биографии и позиция). От кружка «ревнителей благочестия» и до церковной реформы. Победа, как общее поражение. Культурные герои нового времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow