Эпоха Просвещения в России

Культурный переворот Петровской эпохи

Стиль барокко в русской культуре 17 века

Активное взаимодействие традиции и новации. Европейское и русское барокко - «2 больших разницы». Рождение стихосложения: плетение словес - Симеон Полоцкий - Вертоград многоцветный. «Социальное расширение литературы» (С. Лихачев). Повесть о: Шемякинском суде, Ерше Ершовиче, бражнике, Горе-Злосчастии «Дивное узорочье» - главная характеристика зодчества (храм Покрова в Филях). «Обмирщение» архитектуры (теремной дворец и царская усадьба в Коломенском). Станковая живопись С. Ушакова (Слово люботщателю иконного писания). Переход к многоголосью в музыке. Первый придворный театр (Пастор Грегори 1672г.).

Общая характеристика петровской эпохи: новые приоритеты, новый быт, новое время, новая столица и др. «Окно в Европу». Реформы. Образование не с того конца, но в ранге государственной политики. Академия. Первая печатная газета. Смена культурных приоритетов. Новый взгляд на литературу - расцвет «гистории». Изобретения, открытия, путешествия. От барокко к классицизму. Активное развитие светского искусства: живопись, скульптура, миниатюра. Петр и зрелищные мероприятия: ассамблеи, оркестры, театр Иогана Кунста.

Европейское и русское просвещение - «2 больших разницы» (культ пользы отечеству, нормативность, маскарадность). Екатерина Великая, как продолжательница великих зачинов Петра I.

Классицизм - главенствующее направление художественной культуры. Рост воспитательной роли искусства. Развитие литературы: стили, жанры. Первый государственный театр. Скульптура, как неотъемлемая часть архитектурного ансамбля. Становлении профессионального ДПИ. Формирование русской композиторской школы.

Российские Вольтеры: Василий Никитич Татищев (гос.деятель и историк), Михаил Васильевич Ломоносов (ученый, просветитель, поэт) Дмитрий Сергеевич Аничков (философ-просветитель, проф. логики, публицист). Яков Павлович Козельский (философ-просветитель), Пафнутий Сергеевич Батурин (философ, переводчик, мемуарист), Александр Николаевич Радищев (литератор, переводчик, публицист, поэт: ода «Вольность», «18 столетие», «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву»). Екатерина Дашкова – первая русская женщина-академик. Н.И.Новиков (Трутень, Живописец, Кошелек). Фонвизин, Державин, Крылов, Сумароков (!).

20. От парсуны к портрету: эволюция портретной живописи.

Станковая живопись С. Ушакова и Слово любителю иконного писания.

Рубеж 17-18 вв. и запросы времени (гравюра, интерьер портрет). Иван Никитин (1690-1741) и Андрей Матвеев (1701-1739). Оба пенсионеры Петра I (Италия, Голландия). АМ – психологический портрет (Петр I, Петр I на смертном одре, графа Г.И. Головкина, С. Г. Строганова, напольный гетман). АМ – парадный портрет и руководитель «живописной команды Канцелярии от строений» (роспись здания канцелярии и 12-ти коллегий, 1ый парный - автопортрет с женой).

Первая половина 18 в. - откат назад в условность и детали.

Алексей Антропов (1716-1795), сын слесарного мастера Оружейной палаты, ученик А. Матвеева и Иван Петрович Аргунов (1727—1802), крепостной графов Шереметевых. АА бытовые портреты: А. М. Измайловой, походного атамана Донского войска, архиепископа Сильвестра, М. А. Румянцевой, супругов Д. И. и А. В. Бутурлиных, парадный портрет Павла. ИА парадные и «исторические» портреты: графини и графов Шереметьевых с собакой и в латах, девочки-калмычки, неизвестной крестьянки в русском костюме.

Вторая половина 18 века - культ просвещения, гуманности и тонкости чувства. Крупнейшие - Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. В их творчестве русское портретное искусство достигло зрелости и заняло видное место в европейской живописи. Самый романтический и таинственный - Федор Рокотов (1735-1808) - от фиксирования индивидуальности к глубокому осмыслению этической сущности и внутреннего мира (коронационный портрет Екатерины II, поэта В. И. Майкова, неизвестного в треуголке, большой цикл женских портретов: лучшие - В. Е. Новосильцевой и В. Н. Суровцевой).

Дмитрий Левицкий (1735-1822), ученик Антропова, в отличие от Рокотова, тяготеющего к лирическому образу, поражает ясностью и материальностью. Колорит строится на интенсивных цветовых сочетаниях, композиционные решения декоративны (портрет П. А. Демидова в рост, серия портретов смолянок (1773): Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой, Е. Н. Хованской и др., двухфигурный портрет Хованской и Хрущовой, разыгрывающих пастушескую сценку). Следующее поколение – Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) казацкий сын мастера иконописи, столичный карьерный старт в 30 лет. Начал с того, что помимо икон стал писать портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи. Поэт В. В. Капнист, как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II преподнес царице 2 его портрета. На одной был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой - императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции. Царская похвала открыла Боровиковскому дорогу в Петербург, где к 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов. Написал знамений портрет Екатерины на прогулке, лучший портрет Павла I, а также парадный портрет экзотичного Муртазы Кули-xана, пышный портрет А.Б.Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь - «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями и множество других. Расцвет его искусства был недолгим - чуть более десятка лет на рубеже XVIII - XIX вв., но оставленное им наследие, пожалуй, самое обширное и разнообразное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: