Характеристика древнерусской культуры 12 века.
Характеристика древнерусской культуры 11века.
Христианство, как исторический выбор.
Культура языческой Руси.
План-конспект ответов
Процесс формирования культурно-исторической общности древних славян. Влияние климата и ландшафта. Скифы-сколоты, рось-русь. Поляне, древляне, вятичи, радимичи, венеды, чудь, меря и др. –общее и уникальное. Синкретичность древнерусской культуры. Ценностные ориентацик древних славян. Языческий пантеон (Даждьбог, Стрибог, Перун, Симаргл, Велес, Мокош, Ярило, Морена, Лада, Лель и др.). Обряды и календарь. Памятники и артефакты. 858г. – Альдегеборг (Ладога). 862г. – Новгород.«Слово о полку Игореве», как памятник язычеству.
Предпосылки и причины. Кто, когда, при каких обстоятельствах. Как это событие описано в «Повети временных лет». Последствия и перспективы. Синтез православия и язычества (Перун – Илья Пророк и т.п.). Феномен двоеверия. Византийское влияние. Письменность, книжное дело, просвещение. «Слово о Законе и Благодати» мтр. Иллариона. Зодчество, иконопись, фрески.
|
|
11 в. – завершение процесса формирования древнерусской народности как культурно-исторического единства. Новые культурные ценности и традиции. Первые святые. Былинный эпос и его герои (купец Садко на севере/Илья-Добрыня-Алеша на юге). 11 в. – «век Софий». Ярослав Мудрый. Начало формирование системы образования (школы, монастыри). Жанры и памятники древнерусской литературы. Храм и икона как образ мира.
Начало раздробления. Киев-Новгород-Владимиро-суздальская земля и др. Общее и уникальное. Особенности православного зодчества Юга и Севера Др. Руси. (София - Успенский/Дмитровский, византийские и романские архитектурные традиции). Андрей Боголюбский, как новатор и созидатель. «Приключения» святой иконы Владимирской Богоматери»
5. Русская икона: искусство создания и преодоления канона.
Канон Спаса. Канон Богородицы. Главные иконописные сюжеты. Два новгородских Николая как свидетельство взаимодействия языческого и православного мира. Последовательность: Феофан Грек / Андрей Рублев и Данила Черный / Дионисий (особенности письма, колорита и композиции). Конец 14, начало 15 - «золотой век» иконописи.
Основные и дополнительные функции русского храма. Место расположения и степень влияния. Крестово-купольная, клетская и шатровая конструкции. Иконы и фрески, как инструмент просвещения. Особенности православного зодчества Юга и Севера Др. Руси. (Софийский и Успенско/Дмитровский стиль, византийские и романские архитектурные традиции). Десятинная. Покрова на Нерли. Ансамбль Московского Кремля.