Феномен передвижничества

Литературоцентризм как доминанта русской культуры 19в.

Все через Л: философия, психология, морально-нравственные нормы.

Рост издательской деятельности вопреки цензуре.

Роль художественной критики. Л. - род общественного служения, голос нации, рупор народной воли, вечные вопросы, неистовый Виссарион, «эффект воронки», Белинский, Н.Добролюбов, Д. Писарев.

Чацкий, Онегин, Гринев, Нулин, Дубровский, Чичиков, Печорин, Обломов, Базаров

Герцен (Чаадаев №2): «Вольная руссская Типография» - альманах «полярная Звезда» и газета «Колокол» (Лондон)

Реализм миничел. и лит-ра действия: проза, поэзия, драматургия.

Тургенев, Тютчев, Некрасов, Толстой, Достоевский, Островский, Салтыков-Щедрин, Лесков, Чернышевский.

Поворотный момент: «все мы вышли из гоголевской шинели» ФМД

Кульминация – речь ФМД 5-8 июня 1880 на открытии памПуш А.М. Опекушина в Колонном зале «…стать настоящим русским… значит стать братом для всех людей, всечеловеком». В умении Пушкина усваивать иную культурную традицию, в его «всемирной отзывчивости» - главное свойство всей русской культуры, обещающее ей великое будущее. Истинно национальная культура – всемирна.

«Смирись, гордый человек! Смирись, праздный человек! Победишь себя усмиришь себя и - станешь свободен, как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело…»

Литературность, идейность, иллюстративность, социальность. Принципиальная установка на диалог со зрителем.

1860 – 1870. Началось в 1848-м с П.А. Федотова. ПФ – «Гоголь русской живописи» и 1-ый «натуралист» («Следствие кончины Фидельки», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор»)

Бунт 14-ти в 1863 г. и Иван Николаевич Крамской, Острогожск, (Л. Н. Толстой, И.И. Шишкин, П. М. Третьяков, М. Е. Салтыков-Щедрин, Некрасов в период «Последних песен», «Неизвестная», «Русалии», «Христос в пустыне»).

Василий Григорьевич Перов, Арзамас, («Сельский крестный ход на пасху», «Тройка», «Проводы покойника», «Охотники на привале», «Рыболов», «Последний кабак у заставы», Островский, Тургенев, Достоевский).

Алексей Кондратьевич Саврасов («Грачи», «Сухарева башня», «Вид на Кремль»).

Виктор М. Васнецов («Три богатыря», «Аленушка»).

Иван И. Шишкин («Рожь», «Утро в …», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»).

Архип И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «На острове Валааме», «Березовая роща»).

Николай Ге, Илья Репин, Вл. Маковский и др.

Влад. Вас. Стасов (Белинский №2) - главный «историк передвижников».

Конец XIX в. – новый стиль, идеи и имена (портреты В.А. Серова, пейзажи И.И. Левитана, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И. Л. Билибин и др.). Старики ушли преподавать в реформированную академию.

В др. областях: Русское музыкальное общество братья А. и Н. Рубинштейн.х. М. Мусоргский Могучая кучка (Балакирев, Бородин, Рим.-Корсаков, Кюи). Меценатство.

30. «Серебряный век» русской культуры.

1892 (градус общественного возбуждения, манифесты, романтизм) – 1922 (смерть Блока и Гумилева, эмиграция, крах иллюзий)

«Всемирность». Многообразие худ. течений и лит. и худ. объединений, число которых в начале ХХ в. достигало нескольких десятков только в столицах. Мода на клубы, артистические кабаре и «собрания». Условие 1-но - как можно больше оригинального и фантазийного. Некоторые стали творческими «лабораториями». Особенно: Религиозно-философское общество в Москве и в Петербурге и собрания в «Башне»- доме Вяч. И. Иванова.

Стиль «модерн» и «Мирискусники» 1898 - 1924

«Голубая роза» (1907 г. неопримитивизм С. Судейкин, М. Сарьян, Н. Рябушинский, др.), «Бубновый валет» (1911г. фовизм, кубизм, лубок Н. Гончарова, А. Лентулов, В. Кандинский, Бурлюки, К. Малевич и др.), «Серапионовы братья» (Л. Лунц, М. Зощенко, В. Каверин, К.Федин, М. Слонимский, В. Шкловский).

«Русские сезоны» в Париже (и в Лондоне) С.П. Дягилева начались в 1907 историческими концертами с участием Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина. В 1908-09 шли оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» (Иван Грозный) Рим.-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина и др., в 1909 впервые, наряду с оперными спектаклями, были показаны балеты М. Фокина (ранее поставленные им в Петербурге): "Павильон Армиды" (худ. А. Н. Бенуа), "Половецкие пляски" (худ. Н. К. Рерих); "Сильфиды" ("Шопениана") на музыку Шопена и др.

А. Павлова, Т.Карсавина, М. Фокин, В. Нижинский

Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Анастасия Нежданова

И. Стравинский, А. Рахманинов, А. Скрябин

А. Голубкина, П. Трубецкой, С. Коненков

П.Флоренский, Д. Мережковский, Н. Бердяев, Л. Шестов, В. Розанов

МХТ, Александринка, Комиссаржевской, Камерный Таирова и Коонен

Меерхольд и Евреинов

Символисты (1 -2). Акмеисты (М.Кузмин, Н.Гумилев, О.Мандельштам, А.Ахматова). Серебряный романтизм, как антитеза авангарду.

Журналы «Новый путь», «Вопросы жизни», «Мир искусства», «Золотое руно», «Весы» - визитная карточка СВ.

Издательства: «Скорпион», «Мусагет»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: