Текущие неналоговые доходы

Понятие неналоговых доходов, их классификация

Неналоговые доходы

1. Понятие неналоговых доходов, их классификация

2. Текущие неналоговые доходы

3. Капитальные неналоговые доходы

Значительная доля в общем объеме поступлений в бюджет приходится на неналоговые доходы. Неналоговые платежи явля­ются альтернативным источником формирования доходов бюдже­та и, по существу, отражают место государства в системе эконо­мических отношений, возможность его функционирования нарав­не с прочими субъектами хозяйствования при реализации объек­тов госсобственности, оказания услуг и т.п. Ограничение и запре­ты в области финансово-хозяйственной деятельности предусмат­ривают также материальное (стоимостное) возмещение издер­жек (штрафы, финансовые акции) государству как основному рас­пределяющему органу и формируют неналоговые доходы в виде «государственной ренты».

Неналоговые платежи классифицируются по характеру са­мого поступления платежей в бюджет и включают: возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и прода­жи товаров (доходы от собственности и предпринимательской дея­тельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий, т.е. чис­тую прибыль или проценты, получаемые от Национального бан­ка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмисси­онного дохода), а также некоторые безвозмездные поступления, такие как штрафы и санкции, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударствен­ных источников (от физических и юридических лиц), поступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Неналоговые доходы также можно подразделить на текущие и капитальные.

К текущим неналоговым доходам относятся воз­мездные, невозвратные платежи в бюджет.

В текущих доходах по форме, методам изъятия и содержа­нию можно выделить несколько разновидностей:

• доходы от государственной и предпринимательской деятельности;

• административные сборы и платежи, поступления от неком­мерческих и сопутствующих продаж;

• поступления по штрафам и санкциям;

• прочие текущие неналоговые доходы.

Доходы первой группы имеют форму любых платежей орга­нам государственного управления в виде процентов, дивидендов и арендной платы. Например, плата за пользование банками де­нежными средствами республиканского, местных бюджетов, бюд­жетных организаций, поступления процентов по ссудам и валют­ным кредитам, выданным правительством, доходы от паевых взно­сов, а также прибыль Национального банка. К ним также отно­сятся поступления средств за оказание услуг за пределы сектора государственного управления или компенсация затрат государства, прочие регулярные поступления от государственной собственнос­ти и предпринимательской деятельности, включая налог за добы­ваемые из природной среды ресурсы и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения.

Большую группу составляют административные сборы и пла­тежи, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж. К ним относятся все обязательные сборы и поступления в доход государства, взимаемые за совершение действий и выдачу доку­ментов, имеющих правовое значение, юридическим и физичес­ким лицам, а также другие сборы и поступления платежей, ко­торые нельзя отнести к вышеописанным группам доходов.

В нее также включаются поступления средств за осуществ­ление государственными учреждениями административных фун­кций, связанных с предоставлением услуг, которые являются обя­зательными и неизбежными в определенных обстоятельствах, и платежи за услуги, связанные по своей природе с государствен­ным регулированием.

Эти платежи очень разнообразны. Наиболее крупные из них представлены: поступлениями от реализации вещей, задержан­ных таможенными органами, изъятых и конфискованных по делам о контрабанде и административным таможенным правонару­шениям, вексельный сбор, поступления от продажи квот на им­порт алкогольных изделий и спирта этилового из пищевого сы­рья, сборы, взимаемые ГАИ, инспекциями Гостехнадзора и Проматомнадзора, сбор и выдачу паспортов гражданам и поступления от продажи домовых книг.

Доходы от предоставления государством разных видов услуг также разнообразны и включают: госпошлину, арендную плату от предприятий государственной собственности, дополнительные дохо­ды, получаемые по средствам бюджетных организаций (плата за содержание воспитанников спецшкол и школ-интернатов, пользова­ние учебниками, содержание медвытрезвителей, плату за апробирование и клеймение изделий и сплавов из драгметаллов и т.п.

Наиболее существенным доходным источником из вышеперечисленных является государственная пошлина, составляющая и доходной части бюджета Республики Беларусь 0,2-0,5%. Она представляет собой обязательный сбор в доход государства, взимаемый специально уполномоченными учреждениями за совершение действий и выдачу документов, имеющих правовое значение, юридическим и физическим лицам. Плата за оказываемые услуги поступает в бюджет в виде государственной пошлины, порядок взимания и размеры ставок которой определены законодательством Республики Беларусь. Плательщиками пошлины являются как на­селение, так и предприятия, учреждения и организации.

Государственная пошлина взимается: судами, нотариальными конторами, органами прокуратуры, исполкомами местных органов власти, органами ЗАГСа, Министерством внутренних дел Республи­ки Беларусь и Министерством иностранных дел Республики Бела­русь, органами управления охотничьего хозяйства, учреждением Национального банка и прочими уполномоченными учреждениями.

Ставки государственной пошлины устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. Различают два вида пошлин: простую и пропорциональную. Простая пошлина взимается в фик­сированных размерах, а пропорциональная –в процентном отно­шении к сумме иска.

Наиболее распространенной является прямая пошлина, за­фиксированная в процентах к базовой величине. Про­порциональные ставки этого обязательного сбора применяются в основном при подаче исковых заявлений в суды.

Государство с помощью госпошлины может оказывать влияние на ограничение или расширение отдельных юридических действий. Аналогичный эффект достигается путем установления ряда льгот для юридических и физических лиц при уплате госпошлины.

Ответственность за правильность взимания государственной по­шлины, своевременное и полное перечисление ее в бюджет несут руководители учреждений, взимающих государственную пошлину.

К группе текущих неналоговых доходов «Поступления по штрафам и санкциям» относят все виды штрафов, пени и иные санкции, связанные с применением конфискационных мер в до­ход государства, а также штрафы за несвоевременную уплату таможенных платежей и по делам об административных таможен­ных правонарушениях.

К прочим текущим неналоговым доходам относятся: добро­вольные взносы физических и юридических лиц, поступления от государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и прочие поступления в бюджет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: