Таможенный тариф, основные цели и функции. Понятие таможенных пошлин, их виды и функции. Ставки таможенных пошлин

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Капитальные неналоговые доходы

Кроме текущих к неналоговым доходам относят капитальные неналоговые доходы. Данная группа учитывает капитальные трансферты от юридических и физических лиц и реализацию нефинансовых активов – произведенных и непроизведенных.

Нефинансовые произведенные активы – это активы, возникающие в процессе производства. Последние включают реализацию существующих материальных основных фондов, запасы материальных оборотных средств и ценнос­ти, а также поступления от продажи существующих нематери­альных активов. К ним можно отнести: права за пользование землей, водой, зданиями и сооружениями, оборудованием, права на разработку месторождений полезных ископаемых и занятие рыбной ловлей, оригиналы программного обеспечения и произведений литературы и искусства, прочие арендные договоры, касающиеся земли, патентов, лицензий, авторских прав и товарных знаков, иных имущественных прав, брокерских мест, и прочие фонды, не имеющие материально-вещественной основы.

Непроизведенные активы не являются результатом процесса производства и отражают поступления от продажи активов естественного происхождения, на которые были установлены права собственности, а также условных объектов, оформленных правовыми или бухгалтерскими сметами.

Под капитальными трансфертами понимаются доброволь­ные перечисления денежных средств, пожертвование и подарки государству из негосударственных источников в виде земель, зданий и сооружений, культурных ценностей, иной недвижимости и оборудования для государственных учреждений и бюджетных организаций при условии их получения от физических и юридических лиц, находящихся на территории республики.


1. Таможенный тариф, основные цели и функции. Понятие таможенных пошлин, их виды и функции. Ставки таможенных пошлин

2. Таможенная стоимость, ее понятие, методы определения. Определение таможенной стоимости вывозимых товаров

3. Тарифные льготы и преференции

В условиях перехода экономики к рыночным отношениям интересы продавцов и покупателей уравниваются спросом и предложением через механизм цен на рынке.

Высокая рентабельность, быстрая оборачиваемость капиталов, сложившаяся разница между ценами внутреннего и международ­ного рынков, расширение рынка сбыта продукции по ценам, несопоставимым со сложившимися в республике, привлекают субъектов хозяйствования и способствуют развитию внешней торговли. Экономическое воздействие на внешнеэкономическую деятельность субъектов хозяйствования становится главным рычагом управления внешнеэкономическими связями. Среди средств государственного регулирования внешней торговли применение таможенных пошлин является неотъемлемым условием проведения целостной таможенной политики и решения таможенными органами задач обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь.

Различают экспортные (вывозные) и импортные (ввозные) таможенные пошлины. Наиболее распространенными являются импортные таможенные пошлины, роль которых особенно велика. Экспортные таможенные пошлины являются мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности и применяются с целью ограничения вывоза товаров, как правило, сырьевых, по которым государство обладает монопольным преимуществом. В развитых странах экспортные таможенные пошлины, как правило, не применяются.

Таможенные пошлины объединяются в таможенный тариф. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенные границы, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), и являющийся наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли, действующим через механизм ценообразования.

Основными целями таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Беларусь, защита экономики Беларуси от неблагоприятного воздействия ино­странной конкуренции; обеспечение условий для эффективной ин­теграции республики в мировую экономику. Порядок формирования и применения таможенного тарифа Республики Беларусь установ­лен Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе».

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделя­ются протекционистская и фискальная.

Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке государства-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальными промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета государства.

Таможенный тариф, оказывая воздействие на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. При удорожании импортных товаров на внутреннем рынке государства повышается уровень цен на товары отечественного производства и национальные производители. товаров получают дополнительный доход. Этот доход может быть направлен в качестве инвестиций в экономику либо в целях компенсации потерь от снижения цен на экспортную продукцию, для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках. Кроме того, таможенный тариф используется в торговых отно­шениях для получения уступок (встречное снижение уровня обло­жения таможенными пошлинами) от торговых партнеров, что может облегчить доступ товарам национальных товаропроизводителей на рынки других государств.

Таможенным тарифом можно регулировать развитие национального экспорта путем односторонне­го установления нулевых и низких ставок в отношении сырья, материалов, комплектующих и т.п., необходимых для изготовления экспортной продукции. Т.е. при разработке таможенного тарифа требуется взвешенный подход к определению уровня таможенных пошлин, так как существует определенная зависимость между уров­нем развития экономики государства и уровнем ставок таможенных пошлин.

Таможенные пошлины уплачиваются декларантом (лицом, перемещающим товары) либо иным лицом в соответствии с тамо­женным законодательством. В соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь плательщиками таможенных пошлин являются не только резиденты (отечественные юридические и физические лица), но и нерезиденты (физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Республики Беларусь).

Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Республики Беларусь и являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенные границы Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

С целью оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров могут устанавливаться сезонные пошлины (при этом ставки тамо­женных пошлин, предусмотренных таможенным тарифом, не при­меняются). Срок действия таких пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В целях защиты экономических интересов Республи­ки Беларусь к ввозимым товарам могут временно применяться осо­бые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную тер­риторию республики в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подоб­ных или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответ­ная мера на дискриминационные и иные действия других государств или их союзов, ущемляющие интересы государства. Антидемпинго­вые пошлины могут применяться в случаях ввоза товаров на тамо­женную территорию по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в республике. Ком­пенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможен­ную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз на­носит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных национальных товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: