I. Удовлетворение основных физических потребностей
1. Здоровье:
1.1. Общая смертность на 1 или 100 тыс. населения
1.2. Число детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся
1.3. Ожидаемая продолжительность жизни
1.4. Заболеваемость с утратой трудоспособности
Другие
2. Питание:
2.1. Потребление основных продуктов питания
Другие
3. Жилище:
3.1. Ввод в действие общей площади жилых домов
3.2. Общая площадь жилищ
3.3. Благоустройство жилищного фонда
3.4. Средний размер квартир
Другие
4. Домашнее имущество:
4.1. Обеспеченность населения предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения
4.2. Продажа населению предметов культурно-бытового назначения
Другие
5. Платные услуги:
5.1. Объем платных услуг населению
5.2. Структура платных услуг населению
5.3. Объем бытовых услуг
Другие
II. Удовлетворение духовных потребностей
6. Культурный уровень населения:
6.1. Уровень образования населения
6.2. Объем издаваемых книг и брошюр
6.3. Объем издаваемых журналов и других периодических изданий
6.4. Обеспеченность населения телевизорами
Другие
III. Удовлетворение социальных потребностей
7. Условия труда:
7.1. Потери рабочего времени в промышленности (в среднем на одного рабочего, дней)
7.2. Изменение условий труда работников
7.3. Травматизм на производстве (число пострадавших при несчастных случаях с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, и со смертельным исходом на 1000 работающих)
Другие
8. Условия отдыха:
8.1. Численность детей, отдохнувших в летних оздоровительных лагерях
Другие
9. Социальное обеспечение:
9.1. Соотношение средних и минимальных размеров пенсий и оплаты труда
9.2. Соотношение средних размеров пособий на детей и их прожиточного минимума
9.3. Соотношение размеров пенсий и прожиточного минимума
Другие
10. Социально-бытовая обстановка:
10.1. Общая численность безработных
10.2. Смертность от несчастных случаев, отравлений, травм, убийств и др.
10.3. Забастовки (число человеко-дней потерь рабочего времени, число участников)
10.4. Число зарегистрированных преступлений
10.5. Объем сброса загрязненных сточных вод
10.6. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ
Другие
11. Доходы и расходы:
11.1. Денежные доходы населения, в т.ч. по видам
11.2. Денежные расходы населения, в т.ч. по видам
11.3. Среднемесячная зарплата работающих в экономике, в т.ч. по отраслям, регионам и профессиям
11.4. Прирост сбережений населения во вкладах
Другие
Показатели уровня жизни можно сгруппировать по ряду признаков.
1. В зависимости от иерархического уровня:
– макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.;
– микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи.
2. В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»:
– прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.;
– косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.
3. В зависимости от характера расчета:
– уровневые (абсолютные значения);
– структурные (составляющие уровневых показателей);
– динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).
4. В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей:
- физические потребности;
- духовные (интеллектуальные) потребности;
- социальные потребности.
Изменение уровня жизни населения оценивается на основе расчета индекса стоимости жизни, которые в настоящее время исчисляются по набору товаров и услуг для различных социально-демографических групп населения и по минимальному набору по формуле:
где P0, P1 – цена покупки базисного и отчетного периода;
Q0 - набор товаров и услуг базисного периода. (доп. P0*Q0 – «потребительская корзина»).
34. Социальные стандарты уровня жизни населения, их разработка и использование.
Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень бедности, черта бедности и др.
Социальные стандарты — устанавливаемая мера потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров.
Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.
Нормативные потребительские бюджеты имеют несколько разновидностей.
1) Потребительские бюджеты высокого достатка.
2) Рациональные потребительские бюджеты, которые соответствуют рациональным потребностям населения.
3) Система минимальных потребительских бюджетов: минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ). В настоящее время Министерством труда и социального развития РФ утвержден только БПМ, который является МПБ низкого стандарта.
Минимальный потребительский бюджет – стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.
Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума за III квартал 2010 года (по состоянию на 23 декабря 2010 года) = 5707 руб. Прожиточный минимум считается наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения.
Потребительская корзина представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Рассчитывается не реже 1 раза в 5 лет. Определяется для трех основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети)
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным его социально-демографическим группам определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Прожиточный минимум предназначен для:
1) оценки уровня жизни;
2) обоснования минимального размера оплаты труда и размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий и пособий;
3) формирования федерального и региональных бюджетов;
4) оказания помощи малоимущим гражданам;
5) определения минимальных размеров оплаты труда работников организации.
Уровень бедности - размер дохода лица, семьи, обеспечивающий минимальное удовлетворение жизненных потребностей.
Черта бедности - нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.
35. Проблема бедности и малообеспеченности в современном мире и России.
Бедность - состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов для ведения нормального образа жизни, который является привычным и характерным для значительной части общества.
Можно выделить следующие группы бедности:
1. Семьи с работниками, имеющими низкий уровень оплаты труда и неплатежи, особенно в сельской местности и в малых городах, включая безработных, которые формируют так называемую «экономическую бедность» и «новых бедных»;
2. Одинокие пенсионеры или семьи пенсионеров с иждивенцами;
3. Традиционная бедность: неполные и многодетные семьи, семьи инвалидов и с инвалидами.
Бедность обусловлена низким качеством жизни из-за малых денежных доходов или недостаточной имущественной, прежде всего, жилищной, обеспеченности людей. В то же время, причинами низкого уровня доходов являются такие характеристики личности, как плохое здоровье, недостаточное образование, низкая конкурентоспособность на рынке труда, низкое качество семейной жизни, ограничения в трудоспособности и другие социальные параметры.
Согласно методике определения бедности Всемирного Банка, к бедным относятся лица, живущие менее чем на 1$ в день в теплых странах, а для таких стран, как Россия эквивалентом этой оценки является линия бедности на уровне 2,15$ в день, поскольку холодные природно-климатические условия требуют дополнительных расходов на отопление, зимнюю одежду и продовольствие.
В РФ бедность имеет тенденцию к снижению, что было сопряжено с ростом покупательной способности денежных доходов.
В мировой практике используются три основные концепции в подходе к определению уровня бедности:
• Концепция абсолютной бедности основана на определении дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи. Определяется официальный уровень бедности.
• Концепция относительной бедности использует в качестве основного критерия на минимальные потребности человека, а соотношение показателей его благосостояния с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране. При таком подходе бедными считаются те, чей доход не превышает определенной доли среднего дохода по стране (40, 50 или 60%).
• Субъективная концепция бедности построена на субъективном определении средств, необходимых для общественно приемлемого уровня жизни. Эти концепции в чистом виде не применяются, каждая страна вырабатывает свою систему.
В России определение бедности базируется на абсолютной концепции, устанавливающей черту бедности на уровне прожиточного минимума, с использованием для оценки уровня бедности показателя денежных доходов в среднем за месяц.
Социальная бедность – отождествляется прежде всего с традиционно малоимущими и слабо защищенными категориями населения (многодетными и неполными семьями с детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами), испытывающими большую иждивенческую нагрузку и особые сложности с трудоустройством.
Экономическая бедность – понятие, относящееся к трудоспособным гражданам, не обеспечивающим себе социально приемлемого уровня жизни, и определяемое условиями функционирования рынка труда (безработицей, нестабильной занятостью, преобладание низкооплачиваемых рабочих мест и т.д.).
Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
36. Направления и формы социальной помощи малообеспеченному населению.
Важнейшими задачами по уменьшению бедности являются:
1) более быстрый рост реальной заработной платы;
2) становление и укрепление среднего класса;
3) сокращение межрегионального неравенства в доходах населения и численности бедных, учитывая зоны бедности, «новых бедных», экономическую бедность, устойчивую бедность;
4) разработка комплексных, федеральных и региональных целевых программ, снижение бедности, повышение уровня и качества жизни.
Решение этих задач будет эффективным в том случае, если оно будет осуществлено по следующим направлениям:
a) создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности;
b) создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации и т.д.);
c) противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным и дотируемым социальным услугам.
Преодоление бедности — первоочередная задача не только нашей страны, но и целевая установка международных организаций для 3-его тысячелетия.
Прямые формы помощи:
• Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в следующих формах:
– денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, единовременные и другие выплаты);
– натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи).
• Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
• Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
• Социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии и (или) региональной социальной доплаты к пенсии.
Косвенные формы помощи:
– Единые наборы потребления по РФ и отдельных регионов.
– Средние цены по РФ и регионам (показывают дифференциацию населения)
– Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления
– Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
– Потребительская корзина представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
– понижение ставок налогообложения для малоимущих категорий граждан.
37. Вознаграждение за труд: сущность, виды, требования к системе вознаграждения.
Ключевая цель – стимулировать поведение сотрудников на достижение стратегических задач компании.
Цели вознаграждения – привлечение работников; закрепление персонала; стимулирование высокоэффективного труда; контроль над издержками на рабочую силу.
Вознаграждение – это все, что человек считает для себя ценным. Ввиду того, что понятия ценности у людей специфичны, различна и оценка вознаграждения, относительность его ценности. Различают внутреннее и внешнее вознаграждение.
Внутреннее вознаграждение дает сама работа; это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Наиболее простой способ его обеспечения – создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Это продвижение по службе, похвалы и признание, символы служебного статуса и престижа, заработная плата, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата определенных расходов и страховки).
Вознаграждение может быть материальным (денежным и неденежным) и нематериальным (социальным, моральным, творческим); индивидуальным или коллективным.
Выделяют следующие принципы вознаграждения:
1. соответствие требованиям законодательства;
2. комплексность (включение всех видов вознаграждения);
3. сочетание индивидуальных и коллективных видов вознаграждения;
4. гибкость и дифференцированность;
5. индивидуализация (учет индивидуальных потребностей работников);
6. простота (понятность);
7. эффективность (оптимизация затрат на рабочую силу при максимально возможной высокой их отдаче).
При организации вознаграждения также следует придерживаться следующих правил:
1) осуществлять премирование или моральное поощрение достаточно оперативно, чтобы не была потеряна для работника связь между его дополнительным вкладом и полученным признанием со стороны администрации;
2) платить не за усилия, а за результаты, и главным образом за те, которые отражаются на прибыли;
3) если возможно, то платить в соответствии с тем, чего работник достиг в сфере своей ответственности;
4) платить больше, когда дела компании идут хорошо, и уменьшать оплату, если результаты недостаточно высоки;
5) для удержания нужных работников обеспечивать выплату части начисленных в данном году сумм в последующие годы при условии, что работник продолжает работать в организации; в случае ухода он их лишается полностью или частично;
6) материальное вознаграждение осуществлять в формах, наиболее приемлемых и привлекательных для работника.
38. Доходы населения, их виды и направления расходования; структура денежных доходов населения РФ.
Доходы – средства в денежной или натуральной форме, заработанные или полученные населением в течение определенного периода времени, обычно в течение одного года.
Доходы населения - совокупность денежных и натуральных средств для поддержания физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей и формируются за счет труда работников и других источников.
Определение доходов основано на следующих показателях:
– совокупные доходы — это общая сумма денежных и натуральных доходов, полученных из всех источников с учетом стоимости бесплатных и льготных услуг, оказываемых населению в здравоохранении, образовании, культуре, социальном обслуживании, а также поступлении от личного подсобного хозяйства на собственное потребление;
– номинальные доходы — это сумма начисленных доходов: заработной платы, пенсии, предпринимательского дохода, наследства и др. (доходы, полученные в денежной форме);
– располагаемые денежные доходы — это номинальные доходы за вычетом взносов и обязательных платежей, т.е. доходы, фактически остающиеся в распоряжении населения. Они называются также конечными доходами;
– реальные денежные доходы характеризуются количеством потребительских товаров и платных услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы населения для удовлетворения личных потребностей и для накопления;
– общий доход – до уплаты налогов и обязательных платежей.
По формам получения доходы различают:
– натуральные
– денежные.
В зависимости от источников получения денежные доходы бывают:
– заработная плата и другие виды оплаты труда
– социальные трансферты (пенсия, пособия, стипендии, материальная помощь и др.)
– поступления от продажи результатов собственного труда
– доходы от собственности
– предпринимательские доходы
– заемные доходы и прочее.
По факторам производства:
• Трудовые – заработная плата и другие издержки работодателя на труд, взносы работодателя во внебюджетные фонда и выплаты из них, налоги.
• Доходы с капитала и инвестиционных ресурсов
• Доходы от использования земли и естественных ресурсов – зависят от спроса и предложения на этот фактор и выражаются в виде земельной ренты.
• Предпринимательские доходы – представляют собой часть прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя после уплаты процентов за кредит
По способам получения дохода делятся на:
• Легитимные – имеют юридически оправданную форму - с них уплачивается налог на доходы физических лиц, налог на имущество;
• Нелигитимные – подразделяются на 2 группы: криминального происхождения и доходы от экономической деятельности, за которую не выплачиваются налоги.
В ноябре 2010 года средний денежный доход на душу населения в России составлял 19160 руб.
Объем и структура денежных доходов населения России за 3 квартал 2010 года:
Всего денежных доходов, млрд. рублей - 7781,1
В т.ч. в процентах:
доходы от предпринимательской деятельности – 9,8
оплата труда, включая скрытую заработную плату – 64,5
социальные выплаты – 19,1
доходы от собственности – 4,6
другие доходы – 2,0
39. Показатели дифференциации доходов населения.
Дифференциация доходов населения - реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конституирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношением к власти и т. д.).
Неравенство доходов объясняется следующими причинами:
1) разными интеллектуальными и физическими способностями;
2) разным уровнем образования и профессиональной подготовки;
3) профессиональными вкусами и способностями к риску;
4) неравенством владения собственностью;
5) монополизмом на рынке товаров и услуг;
6) удачей, связями, несчастьями и дискриминацией.
Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет т.д.
Широко распространена оценка дифференциации доходов населения путем соотношения групп населения с наибольшими и наименьшими доходами. Все население разбивается при этом на равные по численности десяти-, двадцати или двадцатипятипроцентные группы. После чего доход, полученный последней группой, делят на доход, полученный первой группой. Соответственно получают децильное, квинтильное или квартильное соотношение доходов населения.
Дифференциация населения по доходам характеризуется различными показателями: фондовым коэффициентом дифференциации (коэффициент фондов), показателем дифференциации по квинтильным (20-типроцентным) группам населения, коэффициентом концентрации доходов (индексом Джинни), а также графически с помощью кривой Лоуренса.
Модальный и медианный доходы - это важные структурные показатели, которые характеризуют отклонение среднедушевого дохода от среднего значения для каждой группы. Как правило, результаты исследований свидетельствуют, что одна половина населения имеет доход ниже среднего, а вторая половина - выше среднего.
Широко распространен в статистических исследованиях по неравенству в распределении доходов децильный коэффициент дифференциации доходов, который исчисляется как отношение минимального дохода у 10% наиболее обеспеченных граждан к максимальному доходу 10% наименее обеспеченных граждан.:
Коэффициент фондов Кф, с помощью которого измеряют различие между суммарными (средними) значениями доходов 10% наиболее обеспеченной (Ч10) и 10% наименее обеспеченной (Ч1) части населения.
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джинни) характеризует степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения; его величина может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
где Li, Li-1 - доля населения в интервале; Si, Si-1 - доля суммарного дохода (на начало и конец i-го интервала).
Степень неравенства доходов определяется с помощью кривой Лоуренса. На основе данных о распределении доходов население можно объединить в определенные доходные группы. Сопоставив долю каждой из групп в совокупном доходе, можно графически изобразить кривую, иллюстрирующую дифференциацию доходов.
40. Сущность и функции заработной платы в рыночной экономике.
Стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства работника, его образования, медицинского обслуживания, повышения профессионального уровня, а также содержания членов его семьи.
Цена рабочей силы (заработная плата) - конкретная форма ее стоимости в денежном выражении.
Под заработной платой понимается плата за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
- это денежный трудовой доход работника, связанный с выполнением определенных обязанностей в соответствии с условиями найма; это цена, выплачиваемая работнику за использование его труда.
Заработная плата выполняет следующие функции:
1. Воспроизводственную - обеспечение полноценного восстановления затрат работника и создание условий для его нормальной жизнедеятельности
2. Стимулирующую - средство мотивации через установление количественной зависимости между размером оплаты и количеством, качеством и результатами труда работников
3. Социальную - должна отражать социальный статус работника и решать проблему социальной справедливости
4. Формирования платежеспособного спрос - влияние зарплаты через платежеспособный спрос населения на объем и структуру производимых товаров и услуг и, в значительной степени, на инвестиционную политику.
5. Регулирующую (ресурсно-разместительную) - оптимизация размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям через влияние на спрос и предложение рабочей силы
6. Учетно-производственную - отражает меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.
Различают номинальную, располагаемую и реальную располагаемую заработную плату. Под номинальной понимается начисленная работнику заработная плата по бухгалтерским документам. Располагаемая заработная плата – это номинальная заработная плата за вычетом налогов и прочих.
Факторы формирования заработной платы:
Рыночные факторы:
― Изменение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, при производстве которых используется данный труд;
― Полезность ресурса для предпринимателя;
― Эластичность спроса на труд по цене;
― Взаимозаменяемость ресурсов;
― Изменение цен на потребляемые товары и услуги.
Нерыночные факторы
― Меры государственного регулирования заработной платы;
― Коллективно-договорное регулирование оплаты труда;
― Конечные результаты деятельности предприятия и личный трудовой вклад работника.