Примеры логистических информационных систем

В настоящее время наметилась четкая тенденция к росту затрат на хранение запасов, что и стало причиной разработки систем «мгновенного» управления запасами, к которым относится рассматриваемая система CANBAN, разработанная корпорацией Toyota Motors – одна из первых попыток практического внедрения системы «точно в срок».

Сущность системы CANBAN состоит в том, что все производственные подразделения предприятия снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа. Заказ на готовую продукцию подается на последнюю стадию производственного процесса, где производится расчет требуемого объема незавершенного производства, которое должно поступить с предпоследней стадии. Аналогично, с предпоследней стадии идет запрос на предыдущий этап производства на определенное количество полуфабрикатов. То есть размеры производства на данном участке определяются потребностями следующего производственного участка.

Таким образом, между каждыми двумя соседними стадиями производственного процесса существует двойная связь (рис. 3.7):

· с i -той стадии на (i– 1)-ую запрашивается («вытягиваются») требуемое количество незавершенного производства;

· с (i –1)-ой стадии на i -тую отправляются материальные ресурсы в требуемом количестве.

 
 

Рис. 3.7. Взаимосвязь стадий производства в логистической цепи

Средством передачи информации в системе CANBAN являются специальные карточки («canban», в переводе с японского языка, – карточка). Применяют два вида карточек:

· карточки производственного заказа, в которых указывается количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующей стадии производства. Карточки производственного заказа отправляются с i -той стадии производства на (i –1)-ый этап и являются основанием для формирования производственной програм-мы (i –1)-ого участка;

· карточки отбора, в которых указывается количество материальных ресурсов (компонентов, деталей, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки). Карточки отбора показывают количество материальных ресурсов, фактически полученных i -тым производственным участком от (i –1)-ого.

Такие карточки могут циркулировать не только внутри предприятия, использующего систему CANBAN, но и между ним и его филиалами, а также между сотрудничающими корпорациями.

Стремление к снижению запасов становится, кроме того, методом выявления и решения производственных проблем. Накопление запасов и завышенные объемы производства позволяют скрывать частые поломки и остановки оборудования, производственный брак. Поскольку в условиях минимизации запасов производство может быть остановлено из-за брака на предыдущей стадии технологического процесса, то основными требованием системы CANBAN, кроме требования «ноль запасов», становится требование «ноль дефектов». Систему CANBAN практически невозможно реализовать без одновременного внедрения комплексной системы управления качеством.

Важными элементами системы CANBAN являются:

· информационная система, включающая не только карточки, но и производственные, транспортные и снабженческие графики, технологические карты;

· система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров;

· система всеобщего (TQM) и выборочного («Дзидока») контроля качества продукции;

· система выравнивания производства.

Основными преимуществами системы CANBAN являются:

· короткий производственный цикл, высокая оборачиваемость активов, в том числе запасов;

· отсутствуют или чрезвычайно низки издержки хранения производственных и товарных запасов;

· высокое качество продукции на всех стадиях производственного процесса.

Анализ мирового опыта применения системы CANBAN показал, что данная система дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные запасы – на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества готовой продукции.

К основным недостаткам системы «точно в срок» относятся:

· сложность обеспечения высокой согласованности между стадиями производства продукции;

· значительный риск срыва производства и реализации продукции.

Вопросы для самопроверки по теме 3:

1. Назовите основные звенья логистической цепи.

2. В чем состоят парадигмы создания логистической информационной системы?

3. Назовите общие и частные показатели логистической информационной системы.

4. Охарактеризуйте структуру модели управления запасами.

5. В чем состоит информационная поддержка определения оптимального объема партии пополнения запасов: модель Уилсона?

6. В чем состоит информационная поддержка управления денежными активами предприятия: модель Баумола?

7. Раскройте содержательную постановку комплекса функциональных задач логистической информационной системы распределения товаров по филиалам дистрибьюторской фирмы.

8. В чем состоит информационная поддержка матричной модели выбора структуры предложения с учетом гарантированной прибыли?

9. Охарактеризуйте биматричную модель оценки структуры предложения с учетом гарантированной и упущенной прибыли.

10. В чем состоит информационная поддержка модели оптимального периода пополнения и перераспределения запасов в сети филиалов межрегиональной торговой фирмы при случайном спросе?

11. Дайте содержательную постановку задачи нахождения оптимальной последовательности объезда транспортным средством филиалов межрегиональной торговой фирмы.

12. Приведите формализованную постановку задачи нахождения оптимальной последовательности объезда транспортным средством филиалов межрегиональной торговой фирмы.

13. В чем состоит информационная поддержка модели нахождения оптимальной последовательности объезда транспортным средством филиалов межрегиональной торговой фирмы?

14. Дайте содержательную постановку транспортной задачи пополнения и перераспределения запасов в сети филиалов межрегиональной торговой фирмы.

15. Приведите формализованную постановку транспортной задачи пополнения и перераспределения запасов в сети филиалов межрегиональной торговой фирмы.

16. В чем состоит информационная поддержка модели пополнения и перераспределения запасов в сети филиалов межрегиональной торговой фирмы?

17. Дайте содержательную постановку задачи выбора поставщиков межрегиональной торговой фирмы.

18. Приведите формализованную постановку задачи выбора поставщиков межрегиональной торговой фирмы.

19. В чем состоит информационная поддержка модели выбора поставщиков межрегиональной торговой фирмы?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: