Долгосрочное равновесие фирмы и рынка монополистической конкуренции

Если в краткосрочном периоде действующие на отраслевом рынке фирмы будут получать экономическую прибыль, то, так же как и при совершенной конкуренции, в долгосрочном периоде будет про исходить увеличение отраслевого предложения. Во-первых, действующие в отрасли фирмы будут наращивать производство, стремясь расширить свою долю рынка и увеличить прибыль за счет использования имеющейся экономии от масштаба. Во-вторых, а в данном случае это главное, при отсутствии барьеров входа увеличение отраслевого предложения произойдет за счет проникновения на отраслевой рынок новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической прибыли.

В том случае, если рыночный спрос на продукт отрасли остается неизменным, появление на рынке новых конкурентов, с одной стороны, приведет к сокращению рыночной доли отдельной фирмы, а с другой - к повышению эластичности спроса на ее продукт из-за увеличившегося числа заменителей. Это означает, что, при прочих равных условиях, линия спроса на продукт каждой отдельной фирмы будет смещаться влево к началу координат. Поскольку в долгосрочном периоде фирма осуществляет предложение только при цене не ниже средних долгосрочных издержек, то такое смещение будет происходить до тех пор, пока цена на продукт фирм не сравняется со средними долгосрочными издержками его производства. При этом экономическая прибыль действующих на отраслевом рынке фирм станет равной нулю и вход в отрасль новых фирм прекратится, а отрасль окажется в положении долгосрочного равновесия.

Графическая интерпретация процесса движения фирмы и отрасли к долгосрочному равновесию представлена на рисунке 9.4. При спросе dSR и предельных издержках МС фирма оптимизирует выпуск при рrSRи qSR, получая при этом экономическую прибыль. В долгосрочном периоде вследствие увеличения числа конкурентов рыночная доля фирмы сокращается и одновременно из-за увеличения числа заменителей спрос на продукт фирмы становится более эластичным. В результате линия спроса на продукт фирмы смещается влево, становясь более пологой - dLR• При спросе dLR и долгосрочных предельных издержках (LRMC) оптимальным для фирмы является выпуск в объеме qLR. Для данного объема предложе ния фирмы И при существующем на ее продукт спросе рыночная цена продукта равна средним долгосрочным издержкам его производства: p(LR = LRAC(qLR). Фирма получает нулевую экономическую прибыль. Тем не менее такое положение является равновесным для фирмы, так как при любых других цене и объеме она будет нести убытки и получаемая ею нормальная прибыль сократится. Поэтому положение равновесия фирмы при Р = LRAC фактически является оптимальным.

Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции достигается при объеме предложения, при котором рыночные цены равны средним долгосрочным издержкам, а фирмы не получают экономическую прибыль.

Следует обратить внимание на характерную особенность условий, при которых достигается долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции. Точка равенства цены и средних долгосрочных издержек (Р = LRAC) - это точка касания линии спроса на продукт фирмы и кривой ее долгосрочных средних издержек. Когда фирма сталкивается с наклонной линией спроса, то при вогнутых кривых производственных издержек точка их касания всегда будет лежать выше минимальных зна- чений долгосрочных средних издержек производства. Поэтому, несмотря на сходство механизма и результата установления рыночного равновесия при совершенной и монополистической конкуренции, последняя обладает существенными отличиями. Во-первых, при монополистической конкуренции долгосрочное равновесие достигается при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными (Р:tLRАСmiп), как это было при совершенной конкуренции. Во-вторых, хотя при установлении долгосрочного равновесия на рынке монополистической конкуренции, так же как и на рынке совершенной конкуренции, фирмы получают нулевую экономическую прибыль, равновесные цены производителей дифференцированного продукта превышают предельные издержки производства (Р>МС), а не равны между собой, что наблюдалось при совершенной конкуренции.

На практике механизмы установления рыночного равновесия в условиях монополистической конкуренции не так сильны, как при совершенной конкуренции, и движение к установлению равновесия при нулевой прибыли следует рассматривать лишь как тенденцию. Во-первых, монополистическая конкуренция предполагает сегментированный спрос, и отдельные фирмы могут получать устойчивую экономическую прибыль за счет вывода на рынок нового продукта, более благоприятного географического положения, применения передовой технологии. Во-вторых, установлению рыночного равновесия при нулевой экономической прибыли препятствуют факторы, обусловленные самой дифференциацией продукта, - затраты на разработку моделей, издержки продвижения и рекламные расходы. В-третьих, действующие на отраслевом рынке фирмы часто применяют ограничительное ценообразование, то есть устанавливают цены, незначительно превышающие средние краткосрочные издержки. Препятствуя проникновению в отрасль «чужаков», такие цены тем не менее обеспечивают фирмам получение экономической прибыли в долгосрочном периоде. Наконец, возникающие при прекращении производства большие безвозвратные издержки всегда выступают фактором, сдерживающим уход фирм из отрасли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: