Многоуровневый эксперимент как факторный

  • Проведение экспериментов с использованием более чем двух уровней одной и той же НП также приводит к возникновению факторных схем.
  • Следует различать качественные и количественные НП.

Многоуровневый эксперимент:

    1. НП представлена более чем двумя уровнями;
    2. порядок предъявления этих трех или более условий одной и той же НП контролируется специальной схемой, подразумевающей уравнивание порядковой позиции каждого уровня в общей последовательности условий.

Многоуровневый эксперимент противопоставляется бивалентному.

В бивалентном эксперименте, где использованы два уровня НП, экспериментальное и контрольное условия могут отличаться качественно или количественно.

  • Многоуровневый эксперимент с одной, основной, НП часто строится по факторным схемам, поскольку порядок предъявления условий НП становится в таком случае вторым экспериментальным фактором.

Две схемы:

а) полного уравнивания по схеме латинского квадрата

б) уравнивания по схеме сбалансированного латинского квадрата

Обе схемы - варианты экспериментальных планов, в которых все уровни первой НП предъявляются каждому испытуемому, но вторая НП образуется благодаря распределению испытуемых в группы, каждой из которых предъявляется одна из возможных последовательностей Уровней первой НП

Схема сбалансированного квадрата отличается тем, что в ней каждому уровню НП один раз непосредственно предшествует каждый Другой уровень.

  • Эффекты последовательности, связанные с влиянием одного уровня НП на другой, не снимаются этими планами, но контролируются путем усреднения полученных показателей ЗП по каждому уровню, занимающему разное место в каждой последовательности.
  • Схемы позиционного уравнивания могут выступать в качестве интраиндивидуальных планов.

Эксперимент называется кроссиндивидуальным, если разные последовательности уровней, в каждой из которых каждое условие НП представлено только один раз, могут предъявляться и разным группам испытуемых.

  • Экспериментальным контролем в такой кроссиндивидуальной схеме охвачены все переменные, связанные с межиндивидуальными различиями.

Схемы позиционного уравнивания и случайной последовательности (рандомизации) при переходе от бивалентного эксперимента к многоуровневому принципиально не меняются, но обычно предполагают дополнительные усилия экспериментатора при составлении последовательности проб по выравниванию числа уровней в разных участках последовательности, т.е. и во временной перспективе их реализации.

  • вместо случайной стратегии в интраиндивидуальном многоуровневом эксперименте обычно применяется квазислучайная
  • предполагается случайный порядок разных уровней экспериментального фактора в выбранном отдельном отрезке общей последовательности.

Контроль фактора времени при интраиндивидуальных многоуровневых схемах становится отдельной проблемой, которая частично может решаться переходом к кроссиндивидуалъному эксперименту.

· Ограничения при переходе к кроссиндивидуальным схемам связано в первую очередь с решением проблем содержательного планирования.

Латинский квадрат может быть применен в обоих типах схем – интраиндивидуальных и кроссиндивидуальных.

Эффект центрации, где в наиболее благоприятных условиях оказываются средние члены ряда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: