Вывод о подкрепленности теории экспериментальными фактами

Содержательные выводы и логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования

Схема вывода о психологической гипотезе на основе результатов и оценки валидности эксперимента

Оценка адекватности обобщений

Ошибки обобщений могут возникать потому, что они включают «ненормативные», т.е. не облекаемые в форму логических требований, рассуждения о допустимых уровнях распространения экспериментальной зависимости на другие уровни исследуемой психологической реальности.

  • При теоретически направленных обобщениях важнейшим аспектом оказывается учет типа проведенного эксперимента.
  • Признание ограниченности в широте обобщения той или иной закономерности связано не только с оценкой типа проведенного исследования и представленных в нем уровней дополнительныхпеременных.
  • Учет схемы проведения экспериментов – в контроле за выводом – предполагает оценку репрезентативности индивидуальных данных или полученных «усредненных» зависимостей для других людей или выборок, т.е. решение вопроса о соотношении случайного и закономерного применительно к анализируемому индивидуальному случаю, группам людей или популяциям.
  • Оправданный переход от логики экспериментального доказательства «изнутри», т.е. по отношению к проведенному исследованию, к логике доказательства «извне».

Привлекаемые для описания отношения между НП и ЗП гипотетические конструкты «живут» в мире теорий, и оценка адекватности тех или иных теорий включает не только отношение теории к миру эмпирии, но и многие другие компоненты.

Контроль за выводом предполагает более формальный аспект оценки приемлемости проверяемого утверждения с точки зрения анализа логически возможных соотнесений эмпирического результата и оценки валидности как реализованных форм экспериментального контроля.

Если в исследовании был получен ожидаемый в соответствии со сформулированной психологической закономерностью экспериментальный эффект, это еще не позволяет автоматически принять или отвергнуть ЭГ или КГ.

Следующим условием является оценка валидности психологического эксперимента, включая реальные методические («технические») условия его проведения.

Оценка валидности дает возможность делать следующие заключения:

Результат действия НП (или эффект Х-воздей-ствия) Валидность эксперимента (внутренняя и операциональная)
+ (высокая) – (низкая)
+ (в пользу сформулирован-ного в ЭГ эффекта) + + + –
– (противоречит ожидаемому в ЭГ эффекту) – + – –

Поле 1 – В случае высокой внутренней и операциональной валидности эксперимента при получении данных, ожидаемых в соответствии с экспериментальной гипотезой, считается, что она выдержала проверку и «принимается».

Вывод: полученные экспериментальные данные не противоречат сформулированной ЭГ и соответственно выдвинутой теории.

Поле 2 – низкая валидность и выявленные данные в пользу ЭГ – означает, что эксперимент следует назвать неудачным (исследования в поле 2).

Позитивный вывод о принятии ЭГ в них сделать нельзя, хотя и получены соответствующие экспериментальной гипотезе данные.

Поле 3, включающее исследования с получением отрицательных эффектов (т.е. данные «против» ЭГ) в условиях высоковалидного эксперимента, означает возможность строгого вывода в пользу контргипотезы.

Это основной путь отвержения теоретических положений на основе их экспериментальной проверки, который предполагается логикой «асимметрии вывода», т.е. это и есть случай строгого отвержения теорий на основе получения «негативных» результатов.

Поле 4 – данные «против» ЭГ при низкой валидности эксперимента – это место сбора всех неудач в экспериментировании.

Из таких экспериментов никаких выводов, кроме как о низкой квалификации исследователя, делать нельзя.

Для эксперимента с научными целями обобщение вида полученной каузальной зависимости, если имел место чистый лабораторный эксперимент, проходит в три этапа:

  1. делается вывод о виде зависимости
  2. вывод об обоснованности используемой теоретической модели
  3. реализуется путь от теории к реальности, т.е. рассматривается соответствие «психологическая реальность» – ее объяснение с помощью проверенной в лабораторном эксперименте научной гипотезы.

Подкрепленность теории данными, полученными в чистом эксперименте, позволяет распространять предполагаемые в ней обобщения самого высокого уровня на все те виды психологической реальности, которые могут рассматриваться в соответствующем содержательном контексте.

Для экспериментов с практическими целями логика вывода иногда упрощается:

Обобщения из экспериментов, «дублирующих» или «улучшающих» реальный мир, прямо соотносят установленные психологические закономерности с возможностью их проявления в тех или иных ситуациях либо видах деятельности, применительно только к участвовавшему в эксперименте человеку или и к другим людям.

Применительно к «полевым» экспериментальным исследованиям, характеризующимся высокой конструктной валидностью, вопрос о широте допустимых обобщений в случае «позитивных» результатов может решаться положительно, даже если соответствующие теоретические гипотезы были разработаны для других условий или популяций.

Проблема «доказанности» теоретических гипотез связывается со следующими моментами:

Во-первых, это методологические споры на уровне собственно рационального знания, т.е. сопоставления систем теоретических построений.

Во-вторых, это оценка теории с точки зрения развития целостной исследовательской npoграммы, включающей анализ системы экспериментов в рамках той или иной школы.

В-третьих, это анализ количества значимых результатов при проверке данной гипотезы в программе исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: