Анализ единичного случая

Самой простой и неудачной схемой Дж. Кэмпбелл называет план «только X», или ХО - случай, когда нет контрольного условия или контрольной группы, а ЗП измеряется после организации экспериментального воздействия в экспериментальной группе.

Часть возможных возражений, ставящих под сомнение достоверность результатов, при получении которых не использовали никаких форм экспериментального контроля:

q возможно, в выбранной (и единственной) группе изначально были более сильные студенты;

q возможно, само понимание учащимися, что с ними экспериментируют, заставило их заниматься более усердно;

q возможно, более высокий результат обучения нужно связывать с личностью преподавателя: он как энтузиаст «выкладывается» в большей степени, чем коллеги, в частности, вследствие искренней веры в успех своего метода и т.д.

Другое понимание метода анализ единичного случая связано с реализацией задачи подготовки психологического заключения о свойствах конкретного человека, т.е. задачи обследования.

В этом случае не представлена организация уровней определенной НП, а использование психологических методик включает и актуализацию исследуемых процессов, и психодиагностическую направленность последующих заключений.

Одновременно анализ единичного случая базируется на теории, призванной применительно к используемому методическому средству (методики, способ задания экспериментальной ситуации) задать систему ориентиров для обсуждения актуализируемых свойств и процессов.

Проблемы, встающие при интерпретации данных в так организованном исследовании:

· Во-первых, при анализе индивидуального случая предполагается сочетание проверки исследовательских и психодиагностических гипотез.

В качестве нормативных показателей могут выступать любые ранее установленные закономерности, связываемые с использованием методики на определенных выборках.

· Во-вторых, использование этого метода может базироваться либо на проверке одной теоретической интерпретации наблюдаемых (выявляемых) психологических свойств, либо предполагать конкурирующие теоретические объяснения, либо вообще обходиться без таковых.

Задания, выполнение которых требуется от испытуемого, выступают при этом в качестве функциональных проб.

· В-третьих, поскольку заранее обычно неизвестно, что для данного индивидуального случая может оказаться наиболее характерным (сущностным), опыт и интуитивная ориентировка выступают не менее важными регуляторами определения общего психологического и конкретного методического воплощения предположений исследователя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: