Мышление - опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Выявление связей, отношений, а также основных свойств и сущности явлений и объектов действительности осуществляется посредством мыслительных операций.
Глубокие нарушения функций зрения затрудняют:
- выполнение операций анализа и синтеза, отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности.
ПРИЧИНЫ объясняются:
- недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов,
- относительной сукцессивностыо (последовательностью) осязательного
и нарушенного зрительного восприятия. Эти же причины
- при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания.
О трудностях и недостаточном R аналитико-синтетической деятельности
мышления свидетельствуют также:
- низкий уровень дифференцированности представлений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием,
- формальность суждений и умозаключений слепых и, наконец, трудности, испытываемые ими в процессе выполнения остальных мыслительных операций, основанных на анализе и синтезе.
|
|
- определенные затруднения в процессе выполнения операции сравнения.
- невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравнению.
- часто наблюдающееся выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации.
Эти затруднения отчетливо проявились в экспериментах Н.С. Костючек. Во время классификации понятий испытуемые часто не могли выделить родовые признаки и давали следующие ответы: “Сосна и лебеда - это природа”; “Карандаш, тетрадь, книги - это все читать, писать” и т. п.
Полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления слепых. В работе “Пути компенсации слепоты” М.И. Земцова пишет следующее: “У слепого ребенка в связи с выключением зрительной рецепции из первосигнальных связей исключен зрительный компонент (если ребенок не пользовался зрением). Днфференцировка предметов, имеющих сходные признаки и свойства, затруднена; обобщения производятся в более суженой сфере опыта.
При узнавании малознакомых предметов внутренние и существенные связи
обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень
отдаленные связи.
Пробелы в чувственном опыте слепого ребенка значительно затрудняют
|
|
- процессы обобщения и систематизации предметов.
- малознакомые предметы иногда обобщаются по единичным признакам.
Однако эти недостатки не делают мышление слепых необратимо неполноценным, так как в процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления - пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, учитель спец школы тем самым способствует успешному R системы операций мыслит деятельности слепых.