Мыслительные операции. Мышление - опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях

Мышление - опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Выявление связей, отношений, а также основных свойств и сущности явлений и объектов действительности осуществляется посредством мыслительных операций.

Глубокие нарушения функций зрения затрудняют:

- выполнение операций анализа и синтеза, отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности.

ПРИЧИНЫ объясняются:

- недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов,

- относительной сукцессивностыо (последовательностью) осязательного

и нарушенного зрительного восприятия. Эти же причины

- при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания.

О трудностях и недостаточном R аналитико-синтетической деятельности

мышления свидетельствуют также:

- низкий уровень дифференцированности представлений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием,

- формальность суждений и умозаключений слепых и, наконец, трудности, испытываемые ими в процессе выполнения остальных мыслительных операций, основанных на анализе и синтезе.

- определенные затруднения в процессе выполнения операции сравнения.

- невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравнению.

- часто наблюдающееся выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации.

Эти затруднения отчетливо проявились в экспериментах Н.С. Костючек. Во время классификации понятий испытуемые часто не могли выделить родовые признаки и давали следующие ответы: “Сосна и лебеда - это природа”; “Карандаш, тетрадь, книги - это все читать, писать” и т. п.

Полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления слепых. В работе “Пути компенсации слепоты” М.И. Земцова пишет следующее: “У слепого ребенка в связи с выключением зрительной рецепции из первосигнальных связей исключен зрительный компонент (если ребенок не пользовался зрением). Днфференцировка предметов, имеющих сходные признаки и свойства, затруднена; обобщения производятся в более суженой сфере опыта.

При узнавании малознакомых предметов внутренние и существенные связи

обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень

отдаленные связи.

Пробелы в чувственном опыте слепого ребенка значительно затрудняют

- процессы обобщения и систематизации предметов.

- малознакомые предметы иногда обобщаются по единичным признакам.

Однако эти недостатки не делают мышление слепых необратимо неполноценным, так как в процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления - пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, учитель спец школы тем самым способствует успешному R системы операций мыслит деятельности слепых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: