Факторы, влияющие на поведение потребителя.
Психологический настрой потребителя характеризует его общее отношение к товару и определяется тремя основными составляющими: потребностями, восприятием товара и отношением к нему.
Потребность выступает как цель, которую потребитель желает добиться. Отдельные потребности становятся настолько настоятельными, что мотивируют человека искать возможность их удовлетворения, поэтому проводя маркетинговые исследования необходимо изучать не только потребности, но и мотивы поведения потенциальных покупателей.
Существует несколько теорий мотивации, согласно которым можно выделить следующие мотивы поведения потребителей:
1) Эмоциональные (статус, доминирование, следование моде).
2) Рациональные (экономия, качество, гарантии).
3) Иррациональные (на уровне бессознательного)
Восприятие – это способ упорядочения потребителями информации о товарах. Потребители воспринимают маркетинговую информацию как правило избирательно, т.е. по разному.
|
|
Механизм избирательного восприятия состоит из 3-х процессов:
1) Воздействия.
Избирательное воздействие означает, что люди склонны слышать и видеть то, что наиболее соответствует их потребностям, взглядам и образу жизни.
2) Понимания.
Потребители склонны истолковывать информацию в соответствии со своими психологическими особенностями.
3) Запоминания.
Потребители запоминают информацию, которая больше всего соответсвует их потребностям и психологическим особенностям.
Отношение – это тенденция потребителей положительно или отрицательно оценивать товар. Отношение формируется на основе убеждения. Убеждение о товаре – это характеристики потребительских свойств, которые мы приписываем тем или иным товарам.
Оценка товара – это положительное или отрицательное мнение о нем.
Включают демографические характеристики, образ жизни и личностные характеристики.
Демографические факторы являются объективными характеристиками потребителя, пол, возраст, количественный и качественный состав семьи и др.
Образ жизни потребителей определяется видами деятельности, в которые они вовлечены, их интересами и мнениями (круг общения, уровень образования, кругозор потребителя).
Личностные характеристики – это особенности, которые постоянно характеризуют устойчивые формы поведения потребителей:
1) Тип личности.
Определяет её отличительные свойства, например, темперамент.
2) Самооценка.
Самооценка состоит в представлении о том, какие мы есть на самом деле, и какими, по нашему мнению, нас видят окружающие.
3) Жизненный опыт.
Накладывает отпечаток на поведение любого человека,делая его более мудрым.
|
|
4) Установки и убеждения.
Вырабатываются по мере накопления жизненного опыта, мотивируют поведение человека и тяжело поддаются изменению
К факторам социального окружения относятся:
1) Культура.
2) Общественный класс.
Широкие группы потребителей соответствующий степени престижа и власти в общества
3) Референтные группы.
Совокупность людей, оказывающих влияние на позицию, занимаемую человеком и его поведением. Рефератные группы могут оказывать на потребителя влин
a. Информационное. Означает, что группа является достоверным источником информации о товарах и компании.
b. Сопоставительное. Состоит в том, что группа предоставляет потребителям нечто, с чем они могут сравнивать свои убеждения, отношение и поведение.
c. Нормативное влияние. Группа убеждает своих членов следовать её нормам
Подразделяются на:
a. Первичные
b. Вторичные
4) Семья.
Является наиболее важной референтной группой, т.к. может давать ориентацию или прямое направление на покупку. Семейное влияние имеют место между супругами, а также между родителями и детьми.
Семьи различаются по роли и относительному влиянию мужа, жены и детей на покупку товаров:
a. С автономией
b. С женой во главе
c. С мужем во главе
d. Коллегиальные