Прогнозирование спроса.
Прогнозирование – составная часть системы общих мероприятий по маркетингу. Без него не может обойтись ни один современный предприниматель. Предвидеть спрос с достаточной степенью достоверности можно только в том случае, если постоянно изучать нужды и потребности покупателей и сегодня, и в будущем.
В практике проведения маркетинговых исследований рынка различают простые и сложные методы прогнозирования спроса:
Простые методы
1) Простой анализ тренда. Данный метод прост, но не позволяет учесть прошлое колебание в продажах, состояние экономики меняющиеся вкусы потребителей, конкуренцию и насыщение рынка.
2) Анализ доли на рынке – состоит в прогнозировании спроса, основывающемся на предположении, что доля фирмы в продажах по отрасли не изменится. Преимущества и недостатки – те же что и у простого анализа тренда
3) Экспертной оценки.
Сложные методы
1) Метод последовательных соотношений. – состоит в том, что фирма начинает изучать общую информацию о рынке товаров, и на основании полученных результатов рассчитывает набор более конкретных данных о ней. Эти объединенные показатели и составляют прогноз спроса. Метод настолько точен, насколько точны данные, характеризующие каждый рыночный фактор.
2) Метод наращивания рынка. Является противоположностью предыдущего, т.е. фирма собирает данные о небольших отдельных сегментах рынка и обобщает их. Недостатком этого метода является невозможность распространения результатов исследований на весь рынок без их искажения.
3) Методы статистического анализа. Позволяют создать компьютерную имитационную модель спроса и путем введения в нее различных статистических данных разрабатывать прогнозы при различных исходных показателях и планах маркетинга.
4) Сложный анализ тренда, или анализ временных рядов. Позволяет разрабатывать краткосрочное или долгосрочные тенденции развития спроса на основе изучения прошлых его колебаний (сезонных и долгосрочных), циклических колебаний (например по экономических условиям) и др.
5) Методы регрессии и корреляции. Позволяют анализировать математические зависимости между будущим спросом и рыночными факторами (основным рыночным фактором тут выступает доход потребителя). Эффективность зависит от надежности данных и способности сотрудников и руководства фирмы правильно их использовать.
1. Основные направления исследования товаров
2. Изучение жизненного цикла товаров
3. Оценка уровня качества товаров.
4. Оценка конкурентоспособности товара.
5. Исследование и анализ ассортимента товаров