Государственное управление призвано осуществлять исполнительную власть. С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и пр.). Более конкретно — это целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства.
Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.
Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне, как Российской Федерации, так и ее субъектов. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании. Государственное управление в узком смысле — это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим функции управления, относится и местная администрация, ее органы и структурные подразделения.
Государственное управление, понимаемое в узком смысле, имеет следующие признаки:
1) государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию, это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов;
2) наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество;
3) осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан;
4) это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности;
5) осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством, как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления;
6) отвечает принципу законности;
7) строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений;
8) основывается на принципе организационности, т. е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма;
9) реализует полномочия юрисдикционного характера, т. е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого «принуждающего».
Виды государственного управления:
1) внутреннее государственное;
2) внешнее государственное;
3) внутриорганизационное государственное управление;
4) суверенное;
5) в частноправовых формах;
6) общее;
7) особенное.
Различают следующие функции государственного управления:
1) информационное обеспечение деятельности государственных органов;
2) прогнозирование и моделирование;
3) планирование;
4) организация;
5) распорядительство;
6) руководство
7) координация;
8) контроль;
9) регулирование;
10) учет.
Институты государственного управления и местного самоуправления, несмотря на принципиальные различия, имеют общие черты, представляющие собой «сообщающиеся сосуды». Так, законы РФ устанавливают соотношение должностей муниципальной и государственной гражданской службы РФ, органы государственного управления могут делегировать отдельные свои полномочия органам МСУ.