Жизненный цикл туристского товара, услуги, основные этапы

Разрабатывая новый турпродукт, любая фирма должна знать, что его отличительной чертой является цикличность. Это свойство турпродукта влияет на спрос. Продукты и услуги имеют свой жизненный цикл, который включает 5 стадий:

1. Нулевая стадия – изучение, апробирование нового продукта.

2. Первая стадия – выпуск продукта на рынок и внедрение (прибыль еще не высока). Для предпринимателя важно вызвать к жизни новый спрос, преодолеть недоверие и скепсис, на этой стадии нельзя говорить о снижении предельных издержек (большие расходы используются на рекламу).

Рис. 4. Жизненный цикл туристского продукта

3. Вторая стадия – рост и развитие (требует продвижения и поддержки). Это мобилизация потенциального спроса. На этом периоде значительно снижаются цены, снижаются расходы на рекламу, что увеличивает рентабельность, либо наоборот несколько увеличиваются, если позволяет сделать конкуренция. Выбирается направление развития: для спроса – рост, для продукта – улучшение качества.

4. Третья стадия – зрелость (продукт имеет свой рынок и пользуется популярностью. Проявляется “феномен верности” (одна и та же страна, курорт). Сначала рост продажи замедляется, затем начинает снижаться. Это период попыток удержаться на рынке путем изменений, модификаций, усовершенствования дополнительных услуг, а также увеличением затрат на рекламу. Попытки удержаться за счет снижения цены очень опасны и нередко ведут к краху, понижение цены вызывает подозрение о снижении качества услуги и сокращении программы. Поэтому с самого начала цикла цена должна быть установлена оптимально, так чтобы в третьем периоде она не препятствовала продаже, не катализировала этот процесс ни своей завышенностью, ни своей заниженностью.

5. Насыщение и спад – уменьшается объем продаж. Объясняется возникновением новых производств, оказанием новых услуг, строительством новых объектов. Необходимо сохранение и поддержание оптимального уровня продажи и ориентирование на определенный сегмент рынка.

На представленном ниже примере можно рассмотреть, какой жизненный цикл может претерпеть туристский продукт (детская путевка на английскую смену), разработанный летом 1999 г. и предложенный на рынок на базе Детского оздоровительного центра.

Анализируя полученный график, видно, что если не придавать товару (услуге) новые свойства и функции, не приспосабливать его к новым сегментам рынка, то к 2002 г. происходит спад объема продаж и новый продукт, не имеющий аналогов на Дальневосточном рынке, умирает. Чтобы избежать этого необходимо внедрять современные технологии, способствующие сокращению издержек, уменьшению себестоимости продукта. Может быть, необходимо изменить качественные характеристики продукта, включить механизмы продвижения и рекламы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: