Постановка целей и задач

Цель – конечное состояние желаемый результат, которого стремится добиться компания, т.е. такое состояние отдельных характеристик деятельности, достижение которых является желательным и на достижение которых направлена ее работа.

В рамках стратегического планирования наибольшее внимание уделяется долгосрочным целям.

Выделяют 7 основных направлений, в которых формулируются стратегические цели:

1) положение на рынке

a. доля рынка

b. завоевание лидерства

c. позиция по отношению к конкурентам и т.д.

2) инновации

a. технологические инновации

b. новые рынки

c. новые методы работы

d. новые виды продукции или товаров

3) маркетинг

a. цены

b. реклама

c. каналы распределения

d. ассортимент и т.д.

4) хозяйственные процессы (бизнес-процессы)

a. повышение производительности

b. снижение затрат

c. повышение качества услуг или продукции и т.д.

5) финансовые цели

a. прибыль

b. рентабельность

c. акционерная стоимость и т.д.

6) управление персоналом

a. оплата труда

b. текучесть кадров

c. система мотивации

7) менеджмент

Не каждая цель может быть использована в качестве стратегической. В этой связи выделяют критерии качества целей:

· цель должна быть конкретной (насколько увеличить прибыль и когда), для этого цели дополняются критериями эффективности

· должна быть измеримой (для этого могут использоваться и вспомогательные параметры)

· цели должны быть значимыми, должны побуждать руководство, работников к активным действиям

· должны быть определены во времени

· достижимость

Стремление к недостижимым целям иногда приводит к обратному результату.

· непротиворечивость

Как правило, организация формулирует множество стратегических целей в различных сферах и для различных подразделений. В этом случае требуется упорядочить их иерархию по значимости и по срокам. При этом цели более высокого уровня, как правило, носят более широкий характер и имеют большие сроки достижения. Цели более низкого уровня служат средствами для достижения целей более высокого уровня.

Удобным инструментом для этого выступает дерево целей.

Дерево целей – это метод построения иерархии целей посредством последовательной декомпозиции главной цели на подцели более низкого уровня с учетом след. правил:

1) Главная цель характеризует наиболее значимый стратегический результат, который стремится достигнуть константы.

2) Достижение целей более низкого уровня является достаточным условием для достижения целей более высокого уровня.

3) Формулировка целей предполагает определение желаемых результатов, а не способов их достижения.

4) Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не дублировать друг друга.

5) Цели различного уровня не должны противоречить друг другу.

6) Фундамент дерева целей – конкретное решение.

Количество уровней дерева целей зависит от масштабов деятельности, сроков, организационной структуры

При построении используется метод индукции (от общего к частному)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: